Шипя, Журча, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре! Р.Саути Лодорский водопад
Что необычного в этом стихотворении Р.Саути?
Что вы узнали о таких формах глагола, как причастие и деепричастие? 1.Общее грамматическое значение 2.Морфологические признаки 3.Синтаксическая роль
Система – это Определённый порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях. Систематизировать – Привести в систему, в порядок.
Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по темам Причастие и Деепричастие.
Игра 4 лишний. 1) Освещённый, рассеянный, плетёный, выкрашенный. 2) Принявший, успокоившийся, выскочивший, поднявши.
Прочитайте, соблюдая правила орфоэпии. Сформулируйте задания. Тишина леса, (не) потревоже…ая ничем, зачаровывает, успокаивая. Прозрачный воздух, напоё…ый лесным ароматом, застыл в морозном молчании. (Не) пуга…ые птицы опустились на занесё…ые снегом ветки. (Не) замечая нас и (не) спеша, движется лосиная семья. Лесная сказка удивляет, вызывая радостное волнение.
Задания. Провести анализ текста по плану. Работать с орфограммами, связанными с написанием причастий и деепричастий. Выполнить синтаксический разбор предложения. Выполнить морфологический разбор причастия. Выполнить морфологический разбор деепричастия.
Ответ 1 группы. Текст Связанность Самостоятельность Законченность Тема – лесная сказка. Идея – лес зимой красив, таинственен и торжественен. Средства связи – 1) однокоренные слова (лес, лесной). 2) слова одной тематической группы (морозит, снег…). Стиль художественной литературы. Тип теста – повествование с элементами описания.
Ответ 2 группы. НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными Не потревоженная ничем Непуганые НЕ с деепричастиями Не замечая Не спеша Н, НН в суффиксах причастий Потревоженная (стр.прич.) Напоенный (стр.прич.) Непуганые (отглаг.прил.)
Ответ 3 группы. Тишина леса, не потревоженная ничем, зачаровывает, успокаивая. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием, полное).
Ответ 4 группы. Потревоженная – причастие, т.к: 1) обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какая? и образовано от глагола потревожить + енн. 2) Н.Ф. потревоженный. П.П.: - невозвратное, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида. Н.П.: - полная форма, ед. ч., И.п., ж.р. 3) Тишина (какая?) не потревоженная ничем.
Ответ 5 группы. Успокаивая – деепричастие, т.к.: 1) обозначает добавочное действие и отвечает вопросы как? Что делая? Образовано от глагола успокаивает + я. 2) Н.Ф. - успокаивая. П.П.: - несовершенного вида. Н.П.: - неизменяемая форма. 3) Зачаровывает (как?) успокаивая.
Определите задания к предложениям. 1) Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. 2) Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. 3) Возвращаясь домой, пошёл дождь. 4) Придя в магазин, он оказался закрыт. 5) Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт.
Работа с тестами по вариантам. Ключи: Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. 1)В 1) Б 1) В 2)А 2) А 2) Б 3)Б 3) А 3) В 4)А 4) Б 4) А 5)В 5) В 5) А Критерии оценки: 5 правильных ответов – оценка 5 4 правильных ответа – оценка 4 3 правильных ответа – оценка правильных ответа – оценка 2
Домашнее задание. Составить продолжение теста +5 заданий индивидуально, в парах, +20 – в группах.
Спасибо за работу.