Взаимоотношения между организмами
УЭ – 0 К. И. Цель: систематизировать, углубить и обобщить знания о различных формах взаимоотношений между организмами, уметь сравнивать проявление разных форм симбиоза, антибиоза, нейтрализма и применять на практике знания о взаимоотношениях между особями; развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебной, справочной литературой, информацией Интернет-ресурсов.
Проблема темы: Каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе?
УЭ - 1 Цель: определить уровень знаний о формах взаимоотношений между организмами Выслушайте сообщения о позитивных, негативных и Выслушайте сообщения о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами. нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами. Выполните задание 1 листа контроля.
УЭ - 2 УЭ - 2 Цель: сравнить формы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия. Составьте кластеры и ответьте на вопрос: Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? Выполните задание 2, 3 и 4 листа контроля. Выполните задание 2, 3 и 4 листа контроля.
кооперация мутуализм симбиоз комменсализм
хищничество паразитизм антибиоз конкуренция
кооперация мутуализм комменсализм симбиоз Взаимоотношения между организмами нейтрализм антибиоз хищничество паразитизм конкуренция
Задание 2 1. Мутуализм 1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида 2. Комменсализм 2. Особи одного вида (нахлебничество) представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы 3. Комменсализм 3. Совместное взаимовыгодное (квартиранство) сосуществование особей двух или более видов
Задание 3 Хищничество – одна из самых распространенных форм, имеющих большое значение для саморегуляции биоценозов. В процессе эволюции постоянно совершенствуются связи «хищник – «жертва».
Задание 4 Нейтрализм – сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий (например белки и лоси). Однако угнетение леса засухой сказывается на каждом из них, хотя и в разной степени.
УЭ - 3 Цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ. Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?
Виды связей между живыми организмами Трофические – один вид питается другим Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида Форические – один вид участвует в распространении другого вида Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых особей другого вида
УЭ – 4 Цель: указать практическое использование знаний о различных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве. Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, сообщите о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве.
УЭ – 5 Цель: Отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами. Выполните задания 5 и 6 листа контроля. На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами. об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.
Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба- лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
Задание 5 Тип взаимоотношений Примеры Конкуренция заяц – беляк - заяц – русак бизон – мустанг пшеница – бодяк полевой Паразитизм человек – аскарида наездник –трихограмма - яйца капустной белянки смородина – тля Мутуализм береза – подберезовик горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии Хищничество цапля – лягушка росянка – муха амеба –водные бактерии муравьиный лев – муравей Комменсализм лей – шакал акула – рыба - лоцман
Задание 6 Уровень сложности А («4» балла) Уровень сложности Б(«5»баллов) 1. А 1. Б 2. Б 2. Б 3. В 3. А 4. А, Б, В 4. А, Б 5. В 5. А
УЭ – 6 Цель: определить уровень усвоения знаний, умений, навыков по теме «Взаимоотношения между организмами». Оцените свою работу на уроке по следующим критериям: Если вы набрали баллов – оценка «5» - Молодец! баллов - оценка «4»; баллов – оценка «3».
УЭ – 7 Задание на дом 1.Повторить главу 17 ( 1 уровень сложности) 2. Выполнить терминологическую работу на русском и английском языках, с (2 уровень сложности) 3. Подготовить сообщения на тему «Биосфера и человек», используя информацию дополнительной литературы и Интернет-ресурсов ( 3 уровень сложности)
УЭ – 8 Рефлексия Цель достигнута Цель урока Цель урока достигнута не достигнута частично частично