слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа
художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. ( А. С. Пушкин ) Золото, золото сердце народное. ( Н. А. Некрасов )
Метафора это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Одно из самых ярких средств выразительности ; действенный и экономный способ выражения образной мысли. Утро года ( А. С. Пушкин ) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. ( М. Горький ) 1) простая 2) развернутая 3) лексическая Стальное перо ; стрелка часов ; лист бумаги
перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Связь может быть: 1) между предметом и материалом Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 2) между содержимым и содержащим 3) между действием и орудием 4) между автором и произведением 5) между местом и людьми Я три тарелки съел. (И.А.Крылов) Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин) Город шумел. ( Ю. Олеша )
это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого. Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. С. Грибоедов.) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков) Дум, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий) Придают тексту образность, эмоциональность, делают отвлеченные понятия « зримыми » и конкретными, являются средством характеристики предмета. лица.
наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека. Забормотал спросонья гром. (К. Паустовский.) Ночевала тучка золотая на груди утеса - великана. ( М. Ю. Лермонтов ) Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. ( С. А. Есенин ) Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.
ГиперболаЛитота образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов) Мальчик-с-пальчик В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Являются средством идейно - эмоциональной оценки предмета речи.
описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. Так, А. С. Пушкин вместо слова « осень » пишет: Унылая пора, очей очарованье. Лермонтов в стихотворении « На смерть поэта » называет Пушкина « невольник чести », раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему. Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте. являются средством выражения авторской позиции.
вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой ( отношение ) скрывается насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова ? ( И. Крылов ) В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.
особые стилистико - синтаксические конструкции, придающие выразительность речи
АНАФОРА ЭПИФОРА повторение слов или фраз в начале смежных высказываний Жди меня, и я вернусь. Только очень жди … Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. ( К. Симонов ) повторение слов или фраз в конце смежных высказываний Не станет нас ! А миру хоть бы что, Исчезнет след ! А миру хоть бы что. ( Омар Хайям )
резкое противопоставление понятий, мыслей, образов 1) Я царь – я раб, я червь – я бог ! ( Г. Державин.) 2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный. Белую работу делает белый, черную работу – черный. ( В. В. Маяковский )
стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей ( нисходящей ) значимости Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. ( Л. Н. Толстой )
стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. ( М. Лермонтов.) Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет.
стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого - либо нового понятия, представления 1) И невозможное возможно, Дорога долгая легка. ( А. Блок.) 2) Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. ( М. Волошин.)
расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный ( прямой ) порядок слов, с целью усилить выразительность речи Вышел месяц ночью тёмной …
Аллитерация один из способов звуковой организации речи, относящийся к звуковым повторам однородных согласных звуков Гой ты, Русь моя родная, [ р с р ] Хаты – в ризах образа … [ р з р з ] Не видать конца и края [ ц, р ] Только синь сосет глаза. [ с с с з ] ( С. Есенин.)
одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуков Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. [ у у у у ] ( Н. А. Некрасов.)
употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета Например : шорох, цоконье, бренчанье, тиканье, чириканье и т. д. Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. ( К. Бальмонт )