СВОЕОБРАЗИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ Русская народная сказка«Царевна-лягушка»
Цель урока: Определить, в чем своеобразие волшебной сказки.
изобразительно- выразительные средства сказки Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении художественного впечатления. Рос не по дням а по часам. Тавтология – риторическая фигура представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Диво дивное, чудо чудное. Сросшиеся синонимы – близкие по значению слова ставши единым целым. Грусть печаль. Постоянные эпитеты – устойчивое определение какого-либо предмета. Добрый молодец, серый волк. Повествование в сказке обычно хорошо организовано и легко запоминается - чаще всего важные события происходят три раза.
черты волшебной сказки волшебные события волшебные герои и их помощники волшебная обстановка волшебные предметы
изобразительно-выразительные средства в сказке «Царевна- лягушка» гипербола: махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом, и поплыли по воде белые лебеди, пир на весь мир тавтология: старый старичок сросшиеся синонимы: спать- почивать постоянные эпитеты: чистое поле, буйна голова, столы дубовые, скатерти браные прием троекратного повторения: три сына, три задания.
черты волшебной сказки волшебные события: превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди волшебные герои и их помощники: Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга. волшебная обстановка: избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве) волшебные предметы: лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла
ЗАДАНИЯ 1 группа (герои сказки). Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (1 – положительные герои, олицетворяющие добро; 2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло; 3 помощники героев; 4 – все остальные). Докажите своё мнение. 2 группа (животные). Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения. 3 группа (волшебные действия и события). Назовите все необычные события или действия героев, которые происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни. 4 группа (поступки героев). Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения. 5 группа (волшебные предметы). Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните их назначение. 6 группа (народная философия). Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит?