Цели: 1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); 2. Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
I. Релаксационное упражнение (данное упражнение позволят детям снять напряжение и расслабиться) Снежная баба. Ребенок представляет, что он снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее изображает, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. ире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.
II. Работа со слоговой таблицей. Работа со слогами предполагает следующие упражнения: 1. восприятие на слух; 2. отраженное воспроизведение; 3. чтение таблиц: в) последовательно; г) вразбивку;
Узнавание гласного звука ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком [+], если нет – карточки со знаком [-]: О А Ы У куст, сон сын, наш дым, не лес, зуб шкаф, сок мал, мышь сел, бы лук, пил пол, лук бык, мак сыр, соль ток, суп рос, мох лось, пар мел, мыть пусть, дуб сад, март гусь, бак бык, пыль шил, сом рот, рис шаг, шар боль, рыть внук, жук III. Простые формы звукового анализа (узнавание гласного звука)
VI. Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А.С.Пушкина. Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе (Перечисли все слова содержащие букву Н)
V. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции Из слова (в начальной позиции). Беседа по тексту стихотворения: Вот сколько на «к» я сумею сказать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать, корова, квартира, картина, ковёр, кладовка, калитка, комод, коридор... -Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на «т» ты сумеешь назвать? Топор, табуретка, тарелка и ложка... - Ты, кажется, что-то напутал немножко. -Ну, ладно, я больше сбиваться не буду. Послушай, на «с» назову я посуду: стакан, сковородка, солонка и... кошка. - А кошка откуда? - Залезла в окошко! Спроси лучше кошку - откуда пришла и вся ли посуда на кухне цела... (Л.Куклин.) Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
VI. Игра «Любопытный». Учитель (а затем и дети) составляют предложения, все слова в котором начинаются на один звук, например: Кто? Что сделал? Кому? Что? Папа принёс Пете пастилу. Соня связала сестре свитер.
VII. Рефлексия проведенного занятия. Выдели цветом правильный ответ: 1. Отметь (упр.3) слова содержащие гласную «а»: а) куст б) бак в) дым г) лук д) шар е) мох 2. Отметь, какие слова, содержащие букву Н встречаются в стихотворении А.С. Пушкина: а) няне б) давно в) надежда г) всечасно д) носок 3. Какие предложения составлены по условию упр.4: а) Катя купила коляску. б) Петя нёс портфель. в) Коля катит колесо.