Автор: Жест Н.О., учитель биологии высшей квалификационной категории, МБОУ гимназии 40 город Екатеринбург
Прокариоты ( лат. pro – вперед, раньше и греч. karyon – ядро) – клетки не имеющие оформленного ядра (бактерии). Эукариоты (лат. eu – полностью, хорошо и греч. karyon – ядро) – ядерные клетки (животные, растения, грибы).
МЕМБРАННЫЕ НЕМЕМБРАННЫЕ Двумембранные Эндоплазматическая сеть Эндоплазматическая сеть Плазматическая мембрана Плазматическая мембрана Одномембранные Микротрубочки Клеточный центр Рибосомы Митохондрии Комплекс Гольджи Лизосомы Вакуоли Пластиды
Двумембранный, полуавтономный органоид. Внутренняя мембрана сложена в складки, называемые кристами (размещаются скопления белков). Содержат ДНК и РНК. Происходит окисление органических веществ, синтез аденозинтрифосфата (АТФ). Функция: Являются «энергетическими станциями» клетки.
Встречаются во всех клеток животных и растений. Состоит из двух субчастиц, которые могут разъединяться и вновь объединяться. Каркас рибосомы образован молекулами рибосомальной РНК (р-РНК) и связанными с ними белками. Рибосомы образуют комплексы – полирибосомы, которые синтезируют белки. Количество рибосом в клетке зависит от интенсивности биосинтеза белка – их больше в клетках активно растущих тканей. Функция: Синтез белков Полирибосома Рибосома
Функции: Удерживает вместе все клеточные компоненты. Разграничивает внутреннюю и наружную среду. Модифицированные складки клеточной мембраны образуют многие органеллы клетки. Обладает избирательной проницаемостью. Мозаическая модель, где липидные слои мембраны пронизаны белковыми молекулами
Ками́лло Го́льджи ( ) итальянский врач и учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине В 1898 обнаружил в нервных клетках так называемый сетчатый аппарат. Последующие исследования показали, что эта органелла присутствует во всех эукариотических клетках, но имеет разную структуру (впоследствии она получила название аппарата или комплекса Гольджи).
Функции: Накопление и транспорт веществ, химическая модернизация. Образование лизосом. Синтез липидов и углеводов на стенках мембран. В состав аппарата Гольджи входят: полости, ограниченные мембранами и расположенные группами (по 5-10), а также крупные и мелкие пузырьки, расположенные на концах полостей. Все эти элементы составляют единый комплекс.
ПЛАСТИДЫ, полуавтономные органоиды растительных клеток, содержат ДНК и РНК. Различают: Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл, осуществляющий фотосинтез. В хромопластах накапливаются пигменты, каротиноиды, окрашивающие цветки и плоды. Лейкопласты содержат запасные вещества. Все пластиды могут превращаться друг в друга.
Функция: Расщепление белков, полисахаридов, пептидов, нуклеиновых кислот Формируются из пузырьков (везикул), отделяющихся от аппарата Гольджи. Структуры содержащие ферменты способные расщеплять (т. е лизировать отсюда и название)
(франц. vacuole, от лат. vacuus - пустой), полости в цитоплазме эукариотических клеток, ограниченные мембраной и заполненные жидкостью. Функции: хранение запасных веществ и воды, накопление ионов и поддержание тургорного давления.
Состоит из двух центриолей, каждая представляет собой полый цилиндр, образованный девятью триплетами микротрубочек. Входит в состав митотического аппарата клетки Имеет ДНК и РНК Функция: Участвует в делении клеток животных и низших растений Впервые обнаружен в 1883 году Теодором Бовери, назвал его «особым органом клеточного деления».
Гладкая эндоплазматич еская сеть Производит различные липиды и углеводы. Шероховатая (гранулярная) эндоплазмати ческая сеть Усеяна рибосомами – синтез белков в клетке. Система мембран, образующих канальца, пузырьки, цистерны, трубочки. Соединена с плазматической и ядерной мембраной. Транспорт веществ в клетке, разделение клетки на отсеки.
Полые цилиндрические структуры Функции: выполняют в клетке опорную функцию; обеспечивают внутриклеточный транспорт, движение и сокращение клетки и её компонентов; участвуют в построение веретена деления
Название органоида СтроениеФункция
«+»Что понравилось на уроке? «-» Что не понравилось на уроке? Любопытные факты, о которых узнали. Что бы ещё хотелось узнать?
Прочитать параграф 8, ответить на вопосы в конце параграфа (устно)