( гг.)
стихи мелодичны и напевны; глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм; в стихах есть грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений; типичный пейзаж - ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны. мотив неясной надежды, смятения, панической растерянности, тревоги; лирический герой - печальный, унылый, замирает перед величием природы, ее тайнами.
Романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.
По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись - не уступили Той скалы друг другу даром, И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром - по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели...
1 строфа: …тучи А... блуждали Б … горючей А … сползали Б Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная. 2 строфа: … уступили А … даром Б … огласили А … ударом Б Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная. 3 строфа: … влажным А … засмеялось Б … протяжным А … сказалось Б Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная. 4 строфа: … не смели А … тучи Б … горючей Б … обомлели А Рифмуется 1-2, 3-4 – кольцевая (опоясывающая).
М.Н. Воробьёв «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842г.)
«Красное перо» - определяет настроение лирического героя и картины, которые рисует автор; «Зелёное перо» - выявляет художественные приёмы и их роль в стихотворении; «Синее перо» - определяет размеры, строфы и способы рифмовки; «Белое перо» - делает вывод о стихотворении в целом.
В тесном сóнме сизых туч туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую. Фосфорúческий свой луч луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» или «Посмотри какая мгла...» по желанию учеников. Подготовить иллюстрации (нарисовать самостоятельно или найти подходящие репродукции) к прочитанным стихотворениям Я. П. Полонского. Написать сочинение – миниатюру (не менее 70 слов) на тему «Природа и человек в поэзии Я.П. Полонского».