Разработал: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Мирного Республики Саха (Якутия) Серёгина Татьяна Юрьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Сказки и речевой этикет» Внеклассное занятие по русскому языку и литературе для 5 класса. Автор: Кузнецова Ирина Евгеньевна. Руководитель: Ольшанских.
Advertisements

Правила речевого этикета Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.
Вежливая оценка. 1.Умеешь ли ты вежливо оценить чью- нибудь работу, человека, его внешность и характер? Помнишь ли ты, как зеркальце отвечало на вопрос.
Тема урока «Этикетные формулы и правила обращения к собеседнику в устной и письменной речи».
Выполнили ученицы 8А класса МОУ «Средняя школа 12» Петрова Ксения Володина Вера.
Выполнили ученицы 8А класса МОУ «Средняя школа 12» Петрова Ксения Володина Вера.
Логопедическое занятие в 6 классе. Подготовила учитель-логопед высшей категории Макарова Н.В.
УРОК РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Разрешите Вас поздравить…. Правило поздравления: Открытка для поздравления должна быть не случайной, а выбранной специально к празднику.
Тема урока: «Речевой этикет» МОУ «Чернокурьинская СОШ» Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Маурер Марина Игоревна.
«Дружба – главное чувство» Составил воспитатель: Старшей группы « А» Савчук Раиса Григорьевна.
Решили они испечь колобок. Замесила бабка тесто, слепила колобок и поставила его в печь.
Т ЕМА УРОКА : «У МЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА »
ПИСЬМО Деду Морозу Виктория Кузнецова - viki.rdf.ru.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА. Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно.
Проект составили: Филиппенко Л.К. Филиппенко Л.К. Ермилова М.Н. Ермилова М.Н. Учителя начальных классов МОУ лицея 29 г. Тамбов 2010 год.
Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.
Да здравствует ДРУЖБА ! Что такое дружба? Какая бывает дружба? Где можно встретить дружбу?
Урок детской риторики (3 класс). Похвала (комплимент). Тема урока: Цели: 1. Организовать деятельность учащихся для знакомства с комплиментом, похвалой.
Каширцева Тамара Сергеевна учитель начальных классов МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» Открытый урок по экономике во 2 классе.
По дороге к азбуке.. Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ.
Транксрипт:

Разработал: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Мирного Республики Саха (Якутия) Серёгина Татьяна Юрьевна

Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивные мотивации поведения; Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших; Воспитание посредством правил речевого этикета уважительного отношения к себе и к другим.

1. Доска 2. Проектор 3. Экран 4. ИКТ 5. Сигнальные карточки 6. Альбомные листы, карандаши

1. Сообщение темы урока, выяснение содержания термина «тема», сообщение в доступной форме целей урока. Тема – это предмет, основное содержание повествования, изображения, разговора, беседы, то есть это то, о чём или о ком говорится. -- Урок наш будет происходить в форме соревнования разновозрастных команд, в каждой из которых поровну первоклассников и пятиклассников. Представляем участникам капитанов (5 класс) и юнг (1 класс).

2. Знакомство с правилами речевого этикета. ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения, форм обхождения. - В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам. Итак, самая главная задача нашего необычного праздничного урока – научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова: Команда первоклассников: Если кто-то загрустит, Ты его не оставляй, Добрым словом, добрым делом Утешай и помогай! Команда пятиклассников: Среди невезенья иного, Среди невесёлого дня Скажите мне доброе слово, И слово утешит меня. Прослушивание песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»

3. Соревнование команд.

1 конкурс « Давайте говорить друг другу комплименты…» (выясняется значения слова «комплимент». -- Ребята, вам приятно слышать, когда вас з за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете о говорить людям приветливые и добрые о слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев (представляем членов жюри в масках Кащея, Бабы Яги, Золушки). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 –для Кащея, 2 – для Бабы Яги, 3 – для Золушки. Карточку со знаком «-» используйте, если комплимент не подходит никому.

Вопросы: 1. Ты очень ловкая, быстрая, всегда и всюду успеваешь; (2) 2. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая; (3) 3. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться; (-) 4. Ты так долго живёшь на свете и ты, наверняка, много видел; (1) -- Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные, и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще.

2 конкурс «Вежливая критика» - Наверняка, вам не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительно. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. - Представьте себе, что героев сказки «Лиса и Журавль» пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе. - Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки.

Высказывания: 1. Всё хорошо было на званом обеде: и вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только, попробовать не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль); 2. Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни капельки нельзя было достать из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса); - Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики. Обоснуйте свой ответ.

Вежливые реплики: -- Надеемся, что вы поняли, что критика тоже может и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка «Лиса и Журавль», к какому типу народных сказок она относится? Ну вот, мы коснулись фольклора,и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете? Журавль был добрее и вежливее. Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом. Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила журавля к себе в гости. Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

3 конкурс «Утешители» -- Представляете, от деда с бабой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку (ученик поёт песенку Колобка и танцует). Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.

Пословицы: 1. Горе не беда – с кем не была. 2. Нет худа без добра. 3. Наши лепёшки тоже поели кошки. -- Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – это маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.

4 конкурс «Юнги, вперёд!» -- Дорогие юнги, к вам попала записка для ослика ИА, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого напишите на доске (а все первоклассники у себя на листочках – ответ пригодится, если юнга вашей команды ошибается) через запятую номера предложений утешительной записки. -- Правильный ответ – 1, 2, 4. мы уверенны, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3 и 5 ты не только не утешишь ИА, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написать цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов. Ребята, а из какой сказки ослик ИА? Кто её автор? Утешительная записка : 1.Не огорчайся, дорогой ослик ИА! 2.Полно печалиться, дело поправится. 3.Стоит ли переживать из-за таких пустяков! 4.Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут тебе. Мы найдём твою потерю. 5. Нечего искать иголку в стоге сена.

5 конкурс «Капитанский» -- Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого- либо в беде. У вас же, как у более опытных, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство, и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не х хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы ы выберете? Запишите номер на доске, объясните, о почему вы предпочли такой отказ. Варианты отказов: 1.Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой! 2.О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве. 3.Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взят их, так как ждут меня на земле родные и друзья.

6 конкурс «Поздравления» - Папа Карло решил написать поздравительные письма к Женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик». Но по рассеянности забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться. Сигнализируем карточками: 1 – Мальвина, 2 – Лиса Алиса, 3 – Тортила.

Поздравления: 1. Изобретательная … ! Поздравляю вас с праздником! Желаю Вам быть по -прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и триста лет назад, вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло. 2. Изобретательная … ! Поздравляю Вас с Женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион! Поклонник Ваших талантов Карло. 3. Милая … ! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино. А ещё – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло. (После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательными знаками.)

Внеконкурсное задание -- А теперь последнее, внеконкурсное задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идёте к ней в гости, напевая весёлую песенку. Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку. - (пятиклассники составляют поздравления, а первоклассники в это время рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились Красной Шапочке)

4. Подведение итогов. Жюри подводит итоги. Зачитывается несколько лучших поздравлений и рассматриваются открытки малышей. - Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, учились вежливо общаться друг с другом, узнали значение и правописание слов. А ещё нарисовали прекрасные открытки для бабушки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это просто необходимо, чтобы стать вежливым человеком, настоящим другом. Звучит песня «Друг в беде не бросит …»