14 декабря 2005 года Педагогический совет Интерес к познанию – надёжная основа обучения
Мониторинг коэффициента активности учащихся на уроке К активности = число учащихся, привлеченных к работе. 100% число присутствующих учащихся число присутствующих учащихся
Изучение познавательной активности учащихся на уроках класс Уч-ся на уроке предметучитель Коэф. Актив н. 1а17 Об. грам Полозова Л.Л 82, 3% 1б21Об.грам Польшина Г.М. 66,7% 2б18Рус-яз Мусихина И.Б. 92% 2в20матем Пушкарева И.С. 75% 3б21матем Ганина И.А. 48% 4а22рус.-яз Брагарник Т.А. 77,2% 5а22Рус-яз Янкина Л.В. 50% 5а22природ Плотникова Н.В. 54,5% 5б21литер Новченко А.И. 58% 6а23географ Помулева С.Д. 44% 2а18Рус-яз Шмаль В.И. 98% 9а21Физика Гордеева О.А. 49%
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский.
Страшное это опасность- безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А. Сухомлинский. …Скука является самой опасной отравой. Она действует; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам. М.В. Остроградский. Страшное это опасность- безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А. Сухомлинский. …Скука является самой опасной отравой. Она действует; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам. М.В. Остроградский.
Задачи к формированию познавательного интереса: -Изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу. -Проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; -Апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению. -в ходе работы использовать методы исследования познавательных интересов: 1) анкетирование 2)сочинение; 3)интервью; 4)лабораторный эксперимент; 5)наблюдение, педагогический эксперимент. -проанализировать результативность проведенного исследования. Задачи к формированию познавательного интереса: -Изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу. -Проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; -Апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению. -в ходе работы использовать методы исследования познавательных интересов: 1) анкетирование 2)сочинение; 3)интервью; 4)лабораторный эксперимент; 5)наблюдение, педагогический эксперимент. -проанализировать результативность проведенного исследования.
Приемы, развивающие познавательный интерес. 1.Интерессное и необычное оформление класса и урока. 1.Интерессное и необычное оформление класса и урока. Используются загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым обучают. Используются загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым обучают. По новому оформляется классное помещение и парты. По новому оформляется классное помещение и парты. Обеспечение урока музыкальным сопровождением или плакатами, относящимися к изучаемому материалу. Обеспечение урока музыкальным сопровождением или плакатами, относящимися к изучаемому материалу. Приглашение на уроки гостей. Приглашение на уроки гостей.
Приемы, развивающие познавательный интерес. 2. Связь учебной информации с жизненным опытом школьников. 2. Связь учебной информации с жизненным опытом школьников. При введении новой темы узнать у учеников: При введении новой темы узнать у учеников: - что знают об этой теме, - что знают об этой теме, - что слышали или читали, - что слышали или читали, - какие ассоциации и идеи возникают. - какие ассоциации и идеи возникают. Информация предоставляется в виде проблемы или проблемного вопроса: Информация предоставляется в виде проблемы или проблемного вопроса: - необходимы различные точки зрения, - необходимы различные точки зрения, - сомнения, - сомнения, - разбор неясностей. - разбор неясностей.
Приемы, развивающие познавательный интерес. 3. Использование на уроке всех идей, догадок и соображений детей. 3. Использование на уроке всех идей, догадок и соображений детей. Поощрение догадок, вопросов и критики. Поощрение догадок, вопросов и критики. Использование доказательств и проверок даже ложных идей. Использование доказательств и проверок даже ложных идей. Развитие умения спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии. Развитие умения спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.
Развитие познавательного интереса правила
Возникновение ситуативного интереса Возникновение ситуативного интереса Особенности объекта: яркость, сила Особенности объекта: яркость, сила Особенности индивида: впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов. Особенности индивида: впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов.
Развитие ситуативного интереса Развитие ситуативного интереса Стимулирование, положительное отношение, поощрение Стимулирование, положительное отношение, поощрение Наличие определённых предпосылок способностей Наличие определённых предпосылок способностей
Ситуация успеха Ситуация успеха Сознание успеха Сознание успеха Удовлетворение определённого вида потребностей Удовлетворение определённого вида потребностей
Причины интереса Причины интереса Личное участие, достижение успеха Личное участие, достижение успеха Познание нового Познание нового Любопытство Любопытство Ощущение активности Ощущение активности Действия с определённым лицом Действия с определённым лицом Открытие чего-либо Открытие чего-либо Новое, творческое действие Новое, творческое действие
Следствия интереса Следствия интереса Желание овладеть знаниями Желание овладеть знаниями Ответственность Ответственность Уверенность в себе, довольство собой Уверенность в себе, довольство собой Активность, энергичность Активность, энергичность Мысль о возможных достижениях Мысль о возможных достижениях Личное участие Личное участие Изучение чего-то Изучение чего-то
Примеры заданий, развивающих познавательный интерес учащихся Работа по программе Бунеевой «Школа 2100» Работа по программе Бунеевой «Школа 2100»
Этапы урока, развивающие познавательный интерес Языковая разминка Языковая разминка Цель: обеспечить регулярное повторение и отработку основных учебно-языковых и правописных умений и навыков У березки вьюга посеребрила светлые косы.
Этапы урока, развивающие познавательный интерес Повторение «грамматические загадки» Повторение «грамматические загадки» Цель: повторить выученные падежи; воспитывать познавательную активность учащихся.
Этапы урока, развивающие познавательный интерес Закрепление изученного Закрепление изученного Цель: развитие познавательной активности и умения определять падежи Все ли вы знаете о комарах? Кровью людей и животных лакомятся только комарихи. Комары любят цветочный нектар. Эта сладкая жидкость очень питательна. Она дает насекомому много энергии. Живут комары не больше двух недель
Этапы урока, развивающие познавательный интерес Итог урока Итог урока