«Повторение и обобщение «Основы генетики»» Тема:
Цель: Повторить и обобщить знания учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека. Задачи: Систематизировать знания учащихся по теме «Основы генетики». Проверить качество усвоения темы учащимися. Продолжить формирование умений по решению генетических задач. Продолжить развитие практических навыков при решении задач. Учить умению делать выводы. Формировать научные мировоззрение.
Игра – конкурс «Смотр знаний».
1.Конкурс «Термины». Условия : Учитель читает определения учащиеся поднимают руку и отвечают одним словом – термином. За каждый правильный ответ жюри ставят 1 балл.
2.Конкурс «Найди ошибку» Условия: В предложенных текстах имеются ошибки; найти эти ошибки и объяснить. Баллы набирают те ученики, кто быстрее и правильно найдет ошибки.
Взаимодействие генов, когда для проявления необходимо присутствие неаллельных генов А и В. Эти гены называются эпистаз. Взаимодействие генов, при котором один из них подавляет проявление другого, неаллельного ему, называют плейотропность. Скрещивание особей, у которых учитывают отличия друг от друга по двум признакам, называется моногибридным.
3.Конкурс «Дополни таблицу» Условия: Представлена таблица, которая заполнена не до конца, внести в таблицу недостающую информацию.
Законы и закономерности генетики. Автор открытия.Название.Сущность. Г. Мендель, 1865г.Правило единообразия гибридов первого поколения. ? Г.Мендель. ? При самоопыления гибридов первого поколения в потомстве у гороха происходит расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, с образованием двух фено- типических групп доминант- ной и рецессивной). Г.Мендель.Закон независимого наследования признаков. ?
Автор открытия.НазваниеСущность. ? ? Находящиеся в каждом организме пары альтернативных «факторов» не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в них в чистом виде. Т.Морган, 1911г. ? Сцепленные гены локализованные в одной хромосоме наследуются совместно и не обнаруживают независимого распределения.
4.Конкурс «Реши задачи» Условия: Представлены 4 задачи разного характера, баллы набирает тот, кто правильно и быстро решит их. В каждой задаче отвечать на все вопросы. Жюри подавать только ответы.
При скрещивании коричневой норки с серой потомство коричневое. В F2 получено 47 коричневых и 15 серых. Какой признак доминирует? Сколько будет гомозигот среди 47 коричневых и 15 серых? Цвет кожи негров определяется двумя парами генов ААВВ, цвет кожи белых – аллелями ааbb. Мулаты имеют различной степени промежуточный цвет кожи. Определить цвет кожи у детей от брака негра и мулатки (Аа Вb). У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости, ген курчавости над геном прямых волос. Запишите все варианты следующих генотипов: а) оба родителя кареглазые и кудрявые; б) один родитель кареглазый и имеет прямые волосы, другой имеет голубые глаза и прямые волосы. У кошек черепаховый (трехцветный) окрас сцеплен с полом (с x-хромосомой). Черный цвет -доминантный ген, а рыжий цвет- рецессивный ген. Какое получится потомство от скрещивания рыжего кота с черепаховой кошкой ?
Общие выводы по теме: Закономерности наследственности и изменчивости изучает наука – Генетика. Основоположник Г.Мендель. В соответствии с правилом Г.Менделя при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по одному признаку будет единообразным. В соответствии со вторым правилом Г.Менделя при скрещивании двух гибридов первого поколения наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками в отношении 1:3. В соответствии с правилом Г.Менделя при дигибридном скрещивании гены и признаки,за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга. Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцепленно. Это явление получило название – закон Моргана.
Домашнее задание: Повторить §§38-48, подготовиться к контрольной работе.