Любовь к «братьям меньшим» в лирике Сергея Есенина Авторы: Галустян Надежда, Авторы: Галустян Надежда, Галустян Наталия, Галустян Наталия, Сальникова Мария, Сальникова Мария, ученицы 11 класса «Б» ученицы 11 класса «Б» МОУ - Гимназия г. Переславля-Залесского, 2005
Цель работы Узнать, образы каких животных присутствуют в лирике С. Есенина и почему; Узнать, образы каких животных присутствуют в лирике С. Есенина и почему; Определить, как образы «братьев меньших» воздействуют на характер лирического героя; Определить, как образы «братьев меньших» воздействуют на характер лирического героя; Выявить, является ли С. Есенин анималистом. Выявить, является ли С. Есенин анималистом.
Мотив " б ратства человека и животного" в лирике Есенина Счастлив тем, что целовал я женщин, Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших И зверье, как братьев наших меньших Никогда не бил по голове. Никогда не бил по голове. С. Есенин С. Есенин
Статистические данные Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются: Конь – 13 раз; Конь – 13 раз; Корова – 8 раз; Корова – 8 раз; Ворон, пёс, соловей – 6 раз; Ворон, пёс, соловей – 6 раз; Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз; Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз; Овца, кобыла, собака – 4 раза; Овца, кобыла, собака – 4 раза; Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза; Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза; Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза; Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза; Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз. Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз.
Образ коня Конь - помощник при работе в поле, в ратном бою. Конь - помощник при работе в поле, в ратном бою. Образ коня у Есенина меняется: Образ коня у Есенина меняется: "Табун" (1915 г.); "Табун" (1915 г.); "Прощай, родная пуща…" (1916 г.); "Прощай, родная пуща…" (1916 г.); "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.).
Розовый конь - молодость Символ быстро ушедшей, безвозвратной юности; восхода, весны, радости жизни; благословения всего живого. Символ быстро ушедшей, безвозвратной юности; восхода, весны, радости жизни; благословения всего живого. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. ( «Не жалею, не зову, не плачу…», 1921)
Красный конь – революция Символ неоправданной надежды на революцию. Символ неоправданной надежды на революцию. А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? («Сорокоуст», 1920)
Чёрный конь – смерть Предвестник смерти. Предвестник смерти. На коне - чёрной тучице в санках - Билось пламя-шлея… синь и дрожь. И кричали парнишки в еланках: «Дождик, дождик, полей нашу рожь!» («Заглушила засуха засевки…», 1914)
Образ коровы Прием антропоморфизма: животное с человеческими мыслями и чувствами; Прием антропоморфизма: животное с человеческими мыслями и чувствами; Отождествление старого человека и старого животного. Отождествление старого человека и старого животного. Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонный полях. («Корова», 1915)
Образ собаки Давняя дружба собаки и человека, родство душ, чувство к равным. Давняя дружба собаки и человека, родство душ, чувство к равным. Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. («Собаке Качалова», 1925) «Песнь о собаке» (1915); «Песнь о собаке» (1915); «Сукин сын» (1924). «Сукин сын» (1924).
Образ кошки Атрибут крестьянской избы; Атрибут крестьянской избы; Воплощение домашнего уюта, теплого очага; Воплощение домашнего уюта, теплого очага; Старый кот к махотке крадется На парное молоко. ( «В хате», 1914 )
Образ воронов Народный символ несчастья; Народный символ несчастья; Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914 года; Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914 года; Отрицательное отношение поэта к происходящему в России. Отрицательное отношение поэта к происходящему в России. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. ( «Русь», 1914)
Применение метафор По цветовому сходству: По цветовому сходству: По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. ( «Вот оно глупое счастье...», 1918); По близости и сходству функций: По близости и сходству функций: Как птицы, свищут версты Из – под копыт коня… ( «О пашни, пашни, пашни...», ); Во какому-либо ассоциативному признаку: Во какому-либо ассоциативному признаку: Я был, как лошадь загнанная в мыле, Пришпоренная смелым седоком. ( «Письмо к женщине», 1924); Как развернутый образ: Как развернутый образ: Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. ( «Осень», 1914 – 1916);
Анималист ли С. Есенин? Нет, так как: не ставит цель воссоздать образ того или иного животного; не ставит цель воссоздать образ того или иного животного; образы животных – источник и средство художественного и философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека; образы животных – источник и средство художественного и философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека; важно отношение к животным, а не их изображение. важно отношение к животным, а не их изображение.
Вывод Образы «братьев меньших» отражают мировосприятие лирического героя С. Есенина; Образы «братьев меньших» отражают мировосприятие лирического героя С. Есенина; Есенин не анималист, т.к. образы животных выступают в роли раскрытия содержания духовной жизни человека; Есенин не анималист, т.к. образы животных выступают в роли раскрытия содержания духовной жизни человека; Образы формируются на основе народной символики, традиций и поверий; Образы формируются на основе народной символики, традиций и поверий; Есенин – самый русский из поэтов Серебряного века. Есенин – самый русский из поэтов Серебряного века.
Источники «Русская литература XIX-XX вв.» Литературоведческий словарь, изд. МГУ, М., 2004; «Русская литература XIX-XX вв.» Литературоведческий словарь, изд. МГУ, М., 2004; Сергей Есенин. «Стихотворения и поэмы», изд. «Советская Россия», М., 1985; Сергей Есенин. «Стихотворения и поэмы», изд. «Советская Россия», М., 1985; ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ) ( )