Русский народный костюм ГОУ СОШ 1043 Учитель ИЗО Гирина Г.А. Гирина Г.А.
Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости. А. С. Пушкин
-косоворотка -порты -лапти -зипун Костюм русского крестьянина
Схема кроя мужской одежды
Женский костюм русского Севера «сарафанный» комплекс
Южный тип русского костюма «поневный» комплекс
Покрой рубах в областях северных южных
Передник: Занавеска Запан Завеска Фартук
Женские головные уборы Кокошники имели разную форму и в разных местах назывались по-разному: кика рогатая, ряска, каблучок, сорока, повойник, сборник, повязка.
КОКОШНИК – ТВЕРДАЯ ШАПОЧКА, УКРАШЕННАЯ РЕЧНЫМ ЖЕМЧУГОМ, ЗОЛОТЫМИ И СЕРЕБРЯНЫМИ НИТЯМИ, ВЫШИВКОЙ
Сборник Кокошник
Конструкция кокошника состоит из двух частей - лобной и теменной. Имеет жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку. Суконная ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшит металлическими нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка, выполненная в технике "низание".
СорокаКичка рогатая
Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи
Сорока встречается в большинстве губерний России как широко распространенный женский головной убор, имеющий очень древние корни. Каргопольскую сороку можно сразу отличить от любой другой по своеобразной форме очелья, нависающего надо лбом острым выступом. Такой выступ создается за счет заостренного донышка. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым "копытцем" надо лбом, называется "сдерихой". Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером и жемчугом.
1.КИЧКА Х1Х век, Костромская губерния (Историко-художественный музей г. Егорьевска). Конструкция кички состоит из двух частей - лобной и затылочной. Под затылочную часть убирались волосы. Такого рода кичка была атрибутом венчальным и дополнялась фатой "дымкой", или тонкой шелковой тканью или шелковым платком, обшитым по краю бахромой, кружевом или лентой (5). Изготавливался из золоченой парчи. С вышивкой растительными мотивами из рубленого перламутра. Своеобразным очельем служила специальная сетка, выполненная в технике "шитье по шнуру". 2.КИЧКА Х1Х век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевска). Конструкция кички состоит из двух частей и также как и предыдущая. Она изготовлена из золоченой парчи, Расшивка металлическими блестками является основой вышивки, а уже по ним выполнена вышивка в технике "шитье по шнуру" рубленым перламутром, цветными стеклами.
Девичьи головные уборы- венец и повязка
Конструкция головной повязки проста, представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с "ушками". К концам шаблона пришивались завязки - лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой
Косники
Сапоги женские праздничные
Лапти
Практическая работа учеников Задание дифференцированное: 1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже одетые - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент. 2 группа: Одеть бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд, Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду. 3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме. Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Закрепление изученного материала. -Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы? -Какими узорами вышивали одежду? -Откуда люди брали эти узоры? -Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке? -Какие цвета используют при вышивке? -Орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи? -- Какое символическое значение имеют отдельные части ее костюма? -Назовите составные части женского костюма русского Севера и Юга? - Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина?
Этапы работы - выбрать вариант костюма; - построить общую форму костюма; - наметить места украшений и орнамента; -определить колорит ( цвет ) костюма; - выполнить в цвете работу.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ