Внутренняя политика во второй половине XVII в. Власть и церковь Автор: Озерова Наталья Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 14 г. Невинномысска Ставропольского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет Представитель древнего рода московских бояр Филарет в миру звался Фёдором Никитичем Романовым – он был племянником.
Advertisements

Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII век. ПРОВЕРИМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Как развивались украинские земли в составе Речи Посполитой ? Чем были недовольны.
1 Раскол русской церкви и его сущность К уроку «Житие протопопа Аввакума в контексте времени» Автор презентации: Архипова Н.П.
Тема: Власть и церковь Церковный раскол. План урока: I. Проверка д/з §6 «Политическое развитие страны»: Индивидуальная работа у доски Работа в группах.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
Власть и церковь. Церковный раскол. Презентация учителя истории ГБОУ СОШ 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны.
Внешняя и внутренняя политика Алексея Михайловича.
Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился.
Урок-повторение по теме: «Россия в начале XVII века» Автор-составитель: учитель истории МБОУ «Верхнеачакская СОШ» Павлов А.Н.
Раскол в Русской Православной Церкви Выполнел;ученик 7 в класса Давидян Эдуард 900igr.net.
Транксрипт:

Внутренняя политика во второй половине XVII в. Власть и церковь Автор: Озерова Наталья Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 14 г. Невинномысска Ставропольского края

Содержание Цель Проблемы Основные понятия, персоналии Основные понятия, персоналии Повторение: 1. Таблица «Бунташный век» 2. «Смута», патриарх Гермоген Изучение новой темы: 1. Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет 2. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола 3. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью Проверь свои знания Домашнее задание

Цель познакомиться с внутренней политикой России в последней трети XVII века выяснить проблемы в отношениях между церковью и государством определить причины и последствия церковного раскола

Проблема Почему раскол стал трагическим явлением русской истории? Что выше - «священство» или «царство», т.е. духовная или светская власть?

Основные понятия и персоналии раскол старообрядцы (раскольники) патриарх Филарет патриарх Никон протопоп Аввакум - противник Никона и его реформы; протопоп Аввакум Хронология 1654 г. - начало церковной реформы Никона; 1668 г. - начало осады Соловецкого монастыря;

Повторение Ухудшение экономического и политического положения России, кризис в стране, ухудшение положения крестьян Крестьянское движение под руководством Степана Разина Выпуск медной монеты, приравненной по стоимости к серебряной Медный бунт 1662 Реформа православной церкви, перемены в обрядах воспринимались как первопричина ухудшения жизни Церковный раскол1654 Резкое повышение цен на хлебХлебный бунт 1650 Повышение пошлин, налогов, цен. Недовольство политикой правительства Городские восстания Соль облагалась дополнительной пошлиной Соляной бунт1648 Ухудшение экономического и политического положения страны, кризис власти. Ухудшение положения крестьян Крестьянское восстание под руководством И.И.Болотникова Неурожаи, упадок хозяйства в следствии опричнины и Ливонской войны Голодные бунты ПричиныОбщественные движенияДата «Бунташный век»

Смута, патриарх Гермоген Объясните почему события конца XVI – начала XVII вв. в России получили образное название «Смута» ?«Смута» Когда было введено патриаршество на Руси? И какое значение это имело для Русской православной церкви? Кто был избран первым патриархом? Какую роль играл патриарх Гермоген в период Смуты? За какие заслуги патриарха Гермогена Русская православная церковь причислила к лику святых? Повторение Патриарх Гермоген ( ) 1589 Иов

Смута, патриарх Гермоген Россия оказалась в состоянии хаоса. В ней одновременно действовало несколько правительств: боярское, польского королевича Владислава, первого ополчения. Из Троице- Сергиева монастыря шли по стране призывы к единению сил в борьбе за независимость и сохранение православной веры. Настаивал на активном противоборстве с врагами Отечества патриарх Гермоген, которого поляки держали в заточении. В начале 1612 г. его уморили голодом. Патриарх Гермоген в темнице. Худ. П. П. Чистяком Повторение Патриарх Гермоген в оковах

Изучение новой темы План 1. Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет. 2. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола. 3. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью.

1. Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет Русская церковь играла важную роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой – нередко противостояла ей. Церковь скопила в течение столетий немалые богатства – земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и государственная казна, и дворяне. Церковь опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: Знак царской власти держава. XVII в. «Шапка Мономаха». Венец русских царей Золотой крест. XVII в. что выше – «священство» или «царство»,т.е. духовная или светская власть?

Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет С началом новой династии Романовых этот вопрос временно потерял свою актуальность, так как царь и патриарх были сыном и отцом. В каком году Михаил Романов был избран на Российский престол? Кто был его отцом? Где находился отец Михаила Федоровича во время избрания на царство? Избрание Михаила Федоровича на престол. Художник А. Д. Кившенко Патриарх Филарет В Речи Посполитой как пленник

Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет Представитель древнего рода московских бояр Филарет в миру звался Фёдором Никитичем Романовым – он был племянником первой русской царицы Анастасии Романовны, двоюродным братом царя Фёдора Ивановича. При Годунове Романовых постигает опала. Фёдора Никитича сослали в монастырь под Холмогоры (1601 г.), постригли в монахи под именем Филарет. С воцарением Лжедмитрия I его возвращают в Москву, он получает сан митрополита ростовского; при Лжедмитрии II - патриарха московского и всея Руси. Законный патриарх Гермоген, сидевший в темнице в Москве, выражает сочувствие Филарету, считая его пленником и жертвой «воров»-тушинцев. Патриарх Филарет ( )

После сведения с царского престола В.И.Шуйского и начала «семибоярщины» Филарет был в числе тех, кто приглашал польского королевича на русский престол. В составе «великого посольства» участвовал в переговорах под Смоленском с польским королем Сигизмундом III. Но тот решил сам стать царем. Филарет и другие послы не соглашаются, и их отвозят в Речь Посполитую как пленников. «семибоярщины» Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет Царь Михаил Федорович встречает за Москвой родителя своего Филарета Никитича Лишь после Деулинского перемирия 1618 г. его отпускают на родину, и Филарет занял патриаршее место, пустовавшее с 1612 г., когда умер в заключении от голода Гермоген.

Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет В церковной жизни Филарет выступал против насилия, нравственной распущенности и вольнодумства, в ней стало больше порядка и спокойствия. Среди прочих инициатив Филарета – начало Смоленской войны с Польшей. В разгаре осады русской армией Смоленска он скончался Два десятилетия спустя после кончины Филарета русская церковь вступила в эпоху бурных потрясений. Смоленск

2. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола К середине XVII в. В связи с появлением книгопечатания и издания уже массовыми тиражами Библии и других церковных книг остро встал вопрос о внесении изменений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за почти семь столетий ошибок, неизбежных при переписке, так как ни один человек от ошибок не застрахован. Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам. Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол в церкви и обществе. в резком изменении устоявшихся многовековых церковных традиций и обычаев. Причина -

Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в. До реформы – «староверы» (сторонники Аввакума) После реформы (сторонники Никона) Крещение двумя перстами Земной поклон Двукратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Написание имени Христа: Исус Крещение тремя перстами Поясной поклон Троекратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца Написание имени Христа: Иисус

Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола Патриарх Никон (светское имя Никита Минев) был родом из мордовских крестьян. В 1652 г. стал патриархом. Попытка Никона поставить власть патриарха выше царской привела к разрыву с царем. В гг. церковный собор лишил Никона сана патриарха. Умер Никон в г.Патриарх Никон Протопоп Аввакум - глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви. Выступил против реформ Никона. В гг. осужден на церковном соборе и сослан в Пустозёрск, где 15 лет прожил в земляной тюрьме, написал «Житие». По царскому указу Федора Алексеевича сожжен в г.. Протопоп Аввакум Протопоп Аввакум ( ) Патриарх Никон ( )

Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола Патриарх Никон в 1654 г. самым решительным образом взялся за исправление церковных текстов, изменение некоторых церковных правил. По его распоряжению развернулось истребление прежних богослужебных книг, публично уничтожались старинные иконы. Сторонники старых церковных порядков отстранялись от должности. Креститься было предписано троеперстием вместо двоеперстия, изменили написание некоторых слов в религиозных книгах. Патриарх Никон на соборе русских иерархов предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола. Худ. А.Д.Кившенко

Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола Первоначально расхож- дения между сторонниками старой веры не выходили из круга церковнослужи- телей, но весьма быстро раскол охватили широкие слои населения. Резкие перемены вызвали неприя- тие многих прихожан. Кроме всего прочего, тяготы на- чавшейся войны с Речью Посполитой усугубляли положение. Перемены в обрядах многими воспринимались как первопричина ухудшения жизни. Во времена раскола. Художник С. В. Иванов

Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола Реформа совпала с усилением крепостного права и падением уровня жизни, что привело в ряды раскольников значительную часть простого народа. Движение старообрядцев-раскольников ширилось. Его сторонники покидали обжитые места и селились в отдаленных районах. Тысячи людей с семьями уходили в раскол. Власти пытались насильственными мерами бороться с раскольниками, но это мало помогало.старообрядцев-раскольников Боярыня Морозова. Художник В. Я. Суриков. Феодосия Морозова жена брата воспитателя царя Алексея Михайловича Б. И. Морозова осталась верна старой вере, поддерживала старообрядцев и была заключена в тюрьму, где погибла

Словарь Раскол – отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ ( гг.) патриарха Никона. Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу ( гг.) патриарха Никона. подробнее

3. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью. Но был факт, который в самом отрицательном смысле характеризовал старообрядческое движение. Фанатично настроенные расколоучители в XVII в. призывали прихожан к самосожжению как средству нового крещения огнем. Под влиянием этой пропаганды тысячи людей погибли в огне. Старообрядческие общины жили замкнуто. Сохранение и переписка старых книг были для них делом святым. Вместе с тем отчужденное отношение старообрядцев ко всему иноземному неблагоприятно сказывалось на контактах русских людей с зарубежной культурой. Самосожжение раскольников

Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью. Соловецкий монастырь стал центром вооруженного противостояния сторонников старой веры и царских войск. В 1668 г. началась осада монастыря царскими войсками. Восстание было подавлено лишь через 8 лет. Таким образом, раскол Православной Церкви привел к обострению противоречий в обществе, выйдя за рамки споров об отправлении богослужений. Старообрядчество запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг., с тех пор преследовалось официальной властью. Старообрядцы вынуждены были скрываться в Заволжских степях, в глухих сибирских деревнях, много староверов покинули пределы России и целыми селами переехали в Канаду и США (XIX и ХХ вв.) Соловецкий монастырь

Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью. Сложности в церковных делах наложились на взаимоотноше- ния царя Алексея и патриарха Никона. Властный, крутой глава Русской Православной церкви считал, что духовная власть выше светской: первая подобна Солнцу, вторая - Луне А Луна светит отраженным от Солнца светом. Склонный к неограниченной царской власти, Алексей Михайлович стал отдаляться от Никона. Почувствовав это, Никон покинул Москву и не высказывал желания примирения с государем. Царь Алексей Михайлович ( ) Патриарх Никон ( )

Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью. В 1658 г. Никон оставил патриаршество. В 1666 г. над Никоном начался судебный процесс по обвинению в самовольном оставлении своего поста. Судить его приехали другие патриархи. В 1667 г. с Никона был снят сан патриарха, а он сам отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Только в 1681 г. ему разрешили перебраться в Воскресенский монастырь. Однако престарелый Никон умер в дороге. В том же году погиб его противник протопоп Аввакум Церковный собор 1666 г. С Никона снимают сан патриарха

Проверь свои знания 1. Как звали первого патриарха всея Руси? А) Иов; Б) Гермоген; В) ФиларетА) ИовБ) ГермогенВ) Филарет 2. Лидер старообрядцев XVII в., писатель: А) Никон; Б) Аввакум; В) ФиларетА) НиконБ) АввакумВ) Филарет 3. Когда и где в России впервые была выдвинута идея проверки и сличения церковных книг с их более достоверными оригиналами? А) Стоглавый собор 1551 г.; Б) Земский собор 1613 г.;А) Стоглавый собор 1551 гБ) Земский собор 1613 г В) Церковный собор 1654 г.В) Церковный собор 1654 г 4. Кто оборонял Соловецкий монастырь? А) царские войска; Б) никоновцы; В) старообрядцыА) царские войскаБ) никоновцыВ) старообрядцы 5. Кто из царей приказал сжечь протопопа Аввакума? А) Михаил Фёдорович; Б) Алексей Михайлович;А) Михаил ФёдоровичБ) Алексей Михайлович В) Михаил Алексеевич

Проблема Почему раскол стал трагическим явлением русской истории? Что выше - «священство» или «царство», т.е. духовная или светская власть?

Рефлексия Я удивился… Я научился… Мне понравилось… Я задумался… Я понял …

Ответ верный Молодец!

Ответ не верный Повтори материал!

Словарь Смута (Смутное время) – Всеобъемлющий кризис российского общества гг., вместивший в себя правления Б.Годунова, Лжедмитрия I, В.Шуйского, «семибоярщины», и воцарения Михаила Романова. Смуту характеризуют: 1. Упадок хозяйства вследствие войн, эпидемий, опричнины, налогов, бегства крестьян от феодалов, неурожаев гг. 2. Противоречия внутри господствующего класса. 3. Восстания Хлопка и И. Болотникова. 4. Интервенция польского и шведского королей. «Семибоярщина» - группа бояр (7 человек) во главе с князем Ф.И.Мстиславским, захватившая власть после низложения В.Шуйского.

Аввакум, протопоп родился около 1620 г. в селе Григорове под Нижним Новгородом. С юных лет под влиянием матери стал склонен к аскетизму. В молодости стал священником в одном из сел. Выполняя свои обязанности добросовестно, он привлек к себе многих духовных детей. Но одновременно из-за излишней ревности и строгости в обращении с верующими навлек на себя гнев местного населения - односельчане, избив, выгнали его из села. В 1646 г. Аввакум бежал в Москву, где, благодаря своей начитанности, привлек к себе покровительство царского духовника Стефана Вонифатьева. В Москве Аввакум принимал деятельное участие в кружке ревнителей благочестия. В 1652 г. был назначен протопопом в Юрьевец, но его проповеди и излишне ревностное введение некоторых преобразований снова восстановили население против него. После начала реформы Никона Аввакум и другие члены кружка С. Вонифатьева начали против нее борьбу, подавая царю челобитные. Спустя несколько месяцев он был посажен в тюрьму (за то, что отказался от службы в церкви и совершал литургии в каком-то сарае, восстанавливая верующих против Никона), а затем выслан в Тобольск. Затем он был переведен на Лену, а в 1656 г. участвовал в экспедиции А. Пашкова в Даурию, где перенес много невзгод и лишений. Всюду Аввакум проявлял несгибаемую волю борца против церковных реформ. В 1662 г. по ходатайству московских друзей был возвращен из ссылки и снова повел активную проповедь против «ереси Никоновой». В Москве он был милостиво принят многими боярами и самим Алексеем Михайловичем. Отвергнув предложенный компромисс, стал одним из лидеров старообрядческой общины. В 1664 г. был сослан в ссылку в Пустозерск. В 1666 г. в Москве был предан суду вселенских патриархов, расстрижен и предан анафеме, затем снова сослан в Пустозерск и заключен в земляную тюрьму. Но и там он продолжал свои обличения Никона и его реформы. В 1681 г., 14 апреля, за оскорбления царского дома был сожжен в срубе. После себя Аввакум оставил значительное рукописное наследие, в том числе челобитные и полемические сочинения. Истинным шедевром русской прозы является его автобиография, написанная в форме жития.ревнителей благочестия

Патриарх Никон ( ): в миру Никита Минов - русский патриарх в гг. Родился в семье мордовских крестьян, принял постриг в Соловецком монастыре, был священником Нижегородского уезда, затем игумен Кожеозёрского монастыря в Поморье. Фанатичная вера, решительный характер, ум, слава чудо­творца сделали его известным. Алексей Михайлович приблизил его к себе. В 1646 году Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а спустя два года митрополитом новгородским. После смерти патриарха Иосифа царь способствовал тому, чтобы его преемником стал Никон. Именно на Никона Алексей Михайлович возложил проведение церковной реформы. Прежде всего вокруг царя и его духовника Стефана Вонифатьева образовался «Кружок ревнителей благочестия», куда помимо царя и Никона входили окольничий Ф. М. Ртищев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, дьякон Благовещенского собора Фёдор, протопоп Аввакум Петров, Никита Пустосвят. Ревнители благочестия стремились выявить и устранить появившиеся в результате многократного переписывания неточности в священных текстах. Эти мероприятия и легли в основу церковных реформ патриарха. Однако в среде «ревнителей» возникло серьёзное разногласие по вопросу о том, какими образцами пользоваться в качестве образца по переписыванию всех церковных книг: новогреческими или древнерусскими. Никон, которого поддержал царь, предпочёл греческие. Реформа началась в 1653 году и первоначально развивалась успешно: повсеместно изымались и переписывались книги. Никон вложил в проведение реформ все силы, все свои способности. В эти же годы влияние Никона на царя было практически неограниченным. Всесильный патриарх начал претендовать на усиление церковной власти. Он начал отстаивать идею преобладания духовной власти над светской. Царь, сам стремившийся к усилению личной власти, охладел к недавнему любимцу. В 1658 году между царём и гордым патриархом произошёл открытый разрыв, в результате которого Никон покинул Москву и удалился в основанный им незадолго до этого Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Восемь лет тянулось противостояние царя и патриарха. В 1666 году над Никоном начался судебный процесс по обвинению в самовольном оставлении своего поста. Судить его приехали другие патриархи. В 1667 году с Никона был снят сан патриарха, а он сам был отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Только в 1881 году ему разрешили перебраться в Воскресенский монастырь. Однако престарелый Никон умер в дороге. В том же году погиб и его главный оппонент протопоп Аввакум.«Кружок ревнителей благочестия»

Раскол, раскольники Раскол - религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу ( ) патриарха Никона. По времени раскол совпал с принятием «Соборного уложения», закрепостившего крестьян. Поэтому многие связывали эти события в единое логическое целое и пытались найти выход в бегстве в отдалённые районы, бегстве не только от новых церковных канонов, но и от усилившегося тягла. Раскол, происшедший в русской церкви XVII в., был церковным отражением нравственного раздвоения русского общества под действием западной культуры. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. Русское общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т.е. иноземного, западного. Руководящие классы общества, оставшиеся в ограде православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которой ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной русской церкви. Это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины тянувшие людей в разные стороны. Ключевский В.О. Исторические портреты. М. ч С Старообрядцы (раскольники) - последователи протопопа Аввакума и других известных церковных деятелей, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона. Считали нововведения патриарха посягательством на истинную русскую веру, завещанную им Богом и предками (стариной).

Ревнители благочестия кружок единомышленников, душой которого был ду­ховник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Кружок объединял людей самого различного происхождения. В его состав входили, например, представители московской знати (боярин Ртищев, Морозов, его сестра Анна, сам царь), но также и группа простых священников (из провинциалов), которых привлек к сотрудничеству Вонифатьев (протопопы И. Неронов, Аввакум, Даниил, Лазарь, Логгин). Задачи кружка были нравственно-просветительские: призыв духовенства к нравственной чистоте, распространение проповеди в церкви. Сам Никон, еще не став патриархом, примыкал к этому кружку. После начала реформы Никона начались расхождения между ним и его бывшими единомышленниками, не желавшими признавать грекофильство нового патриарха. После смерти Вонифатьева разногласия перешли в открытый раскол. Взгляды патриарха Никона на соотношение светской и церковной власти. В своем толковании церковной власти и ее превосходства над властью царя Никон совершенно отошел от византийской и русской традиции симфонии властей и целиком стал на точку зрения католической церкви, как ее в XI-XIII веках, во время борьбы с императорами за инвеституру, излагали папы. Он почти дословно повторял аргументы папской власти, когда он писал, что поскольку цари получают помазание от архиереев, получая таким образом от церкви и власть, то они по своему достоинству и по своей духовной силе являются ниже и слабее, чем епископы. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., С. 232

Патриарх Филарет (1554/ ) видный государственный деятель, двоюродный брат царя Фёдора Ивановича. Происходил из боярского рода, известного с XIV века. Согласно легендам, первым известным представителем этого рода был боярин Андрей Кобыла, состоявший при дворе князей Ивана Калиты и Симеона Гордого. Род в дальнейшем разделился на несколько фамилий: Кошкиных, Захарьиных. Юрьевых, Шереметевых и Романовых. Последние происходят от бояри­на царя Василия III Романа Юрьевича, сына воеводы Ивана III Юрия Захарьевича. Дочерью Романа Юрьевича была красавица Анастасия, первая жена Ивана Грозного, мать его сыновей Дмитрия (умер в возрасте трех лет), Ивана и Фёдора. Её браг Никита Романов был назначен Иваном Грозным одним из опекунов Фёдора Ивановича, по этой причине Борис Годунов, не желавший делить власть с кем-либо, подверг семью Никиты Романовича опале. Сын Никиты, молодой красавец и примерный семьянин Фёдор Никитич, был обвинён в колдовстве, насильно пострижен в монахи под именем Филарета, равно как и его жена. Их сын Михаил первое время находился отдельно от родных, однако позднее ему разрешили жить с матерью в Ипатьевским монастыре под Костромой. Лжедмитрий I вернул Романовых из изгнания, видя в них «родственников», однако монашествующие муж и жена уже но могли быть вместе. Умный и честолюбивый Филарет воспользовался ситуацией и получил сан ростовского митрополита, а при Лжедмитрий II, которого Филарет поддержал в пику Василию Шуйскому (Филарет сам уже не мог претендовать на царство), стал патриархом (1608). В дальнейшем Филарет отправился в составе посольства за Владиславом, которого «Семибоярщина» избрала царём, но оказался заложником обстоятельств и вернулся в Москву только в 1619 г. К этому моменту Российским царём стал сын Филарета Михаил и патриарх занял особенное место при царствующем сыне. В период с 1619 по 1633 гг. в России официально было два государя: царь Михаил и патриарх Филарет. Патриарх обладал опытом, широким кругозором, гибким умом и острым политическим чутьём, что позволяло Филарету по праву руководить государством вместо не очень способного сына. Именно личность Филарета во многом и способствовала укреплению позиций молодой династии в условиях крайне тяжёлого положения страны, которая нуждалась отнюдь не в неопытном молодом человеке, каким был царь Михаил Романов.

Домашнее задание § 7, пп. 4-5, § 8, пп.2-3; вопрос 3-4 на стр. 66 Спасибо за работу на уроке!