Тема : Урок – обобщение. 8 класс.
Цель урока: 1. Уточнение и расширение знаний об обращении, как особой структурной части предложения. 2. Усовершенствование навыков конструирования предложений с обращениями. 3. Акцентировать внимание на интонации, на место обращении в предложениях и на постановку знаков препинания при них. 4. Воспитывать уважение к говорящему и самостоятельности суждений об обращении как к этикетному знаку, воспитывать культуре речи. 5. Развивать память, мышление.
Содержание урока: 1. Объявление темы и цели урока. 2. Мыслительная разминка. 3. Повторение. 4. Новая тема. 5. Закрепление. 6. Итог. 7. Домашнее задание
Ответить на вопросы О чем говорили на первом уроке? О чем говорили на первом уроке? Что такое обращение? Что такое обращение? Чем может выражаться обращение? Чем может выражаться обращение? Как выделяется обращение на письме? Как выделяется обращение на письме? Какие могут быть обращения? Какие могут быть обращения? Является ли обращение каким либо членом предложения? Является ли обращение каким либо членом предложения?
Ты, Россия моя. Мать – Россия моя, С чем тебя мне сравнить? Без тебя мне не петь, Без тебя мне не жить. Ты, Россия моя, Золотые края, Ты, Россия, родная, Заветная! Заветная! За твою широту, За твою красоту Я люблю тебя, Родина светлая! светлая! Всё, что в сердце моём, Всё, чем в жизни живу, Всё, что было и есть, Я Россией зову… (С. Островой.) (С. Островой.)
Найдите обращения в предложениях: Найдите обращения в предложениях: Москва, всех столиц чудесней ты.( В.Винников). Дай руку, товарищ далёкий, мы рядом с тобою стоим. Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега. (А. Сафонов). Цветите, юные! И здоровейте телом. (С. Есенин). Где сейчас ты, девушка Наташа, синеглазка с чёрною косой? Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя, вечерняя, любовь неугосимая, Степанушка, родной, не выдай, милый! Москва, всех столиц чудесней ты.( В.Винников). Дай руку, товарищ далёкий, мы рядом с тобою стоим. Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега. (А. Сафонов). Цветите, юные! И здоровейте телом. (С. Есенин). Где сейчас ты, девушка Наташа, синеглазка с чёрною косой? Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя, вечерняя, любовь неугосимая, Степанушка, родной, не выдай, милый! Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Работа по таблице «Обращение» Обращение – самый яркий этикетный знак. Не лексическая единица языка. Слова – названия: наименования родства, личных имён,, обозначения профессии или рода занятий, каких – то признаков. Не только призывает, Но ещё и обозначают адресат Самый яркий этикетный знак. Основные признаки собеседника: Пол, возраст, профессиональная принадлежность, уровень образованности и даже место жительства. Выделяется в речи интонацией
Запишите несколько имен и отчеств при помощи стяженности Пример: Наталья Ивановна – Наталь Иванна. Зинаида Павловна – Зинаида Пална. Василий Юрьевич – Василь Юрьич
Ситуации простое действие – назвать собеседника- не всегда удаётся. С-1. (Сценка на улице) С-1. (Сценка на улице) На улице стоит парень. Спросите как пройти к улице Московская. Адресат нам не знаком. На улице стоит парень. Спросите как пройти к улице Московская. Адресат нам не знаком. - Эй, парень! - Эй, парень! - Какой я тебе парень! - Какой я тебе парень! - Простите, гражданин. - Простите, гражданин. ( Фамилярно – грубое Эй! Бытует разве, что в среде подростков. ( Фамилярно – грубое Эй! Бытует разве, что в среде подростков. Беседа по ситуации: Беседа по ситуации: С -2. (Как милиционер может обратиться к прохожему?) С -2. (Как милиционер может обратиться к прохожему?)
Словарная работа Этикет – французское слово. Означало «этикетка», «ярлык».
Закрепление Запишите предложения, употребив правильно обращения, о которых мы говорили выше, соблюдая знаки препинания. соблюдая знаки препинания. ( Товарищ, гражданин ). ( Товарищ, гражданин ).
Заключительное задание: Сейчас, в настоящее время, все чаще можно услышать с экрана телевидения когда-то утраченные обращения. Вспомните и запишите их. Сейчас, в настоящее время, все чаще можно услышать с экрана телевидения когда-то утраченные обращения. Вспомните и запишите их.
Вывод: Будем надеяться, что и господин + фамилия, и господа, и сударь, сударыня войдут в употребление, останутся и гражданин с гражданкой, и товарищ.
.
Итог урока: Домашнее задание: Домашнее задание: Напишите письмо, употребив различные виды обращения. Напишите письмо, употребив различные виды обращения.