Система мониторинга знаний в условиях предпрофильной подготовки
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.
Требования к уровню подготовки к уровню подготовкивыпускников,ключевыекомпетенции Образовательная программа школы, содержание учебных программ Образовательныестандарты Выполняемая учебная программа Предполагаемая Выполненная учебная программа, компетенции, освоенные школьниками Аналитическая схема мониторинга в школе Желаемая ситуацияРеализованная ситуация
Задачи: Определить необходимый уровень усвоения и сформированности соответствующих умений и навыков для успешного поступления в ВУЗ и дальнейшего обучения в нем. Выявление общих тенденций и закономерностей усвоения обязательного (базового) материала по профильным предметами выявление факторов, влияющих на усвоение базовых ЗУН. Выявление методических проблем, связанных с результативностью обучения. Выявление типичных и индивидуальных ошибок учащихся на каждом этапе обучения и выработка рекомендаций по их устранению. Создание банка данных успеваемости учащихся предпрофильных классов и успеваемости класса в целом. Создание банка данных успеваемости учащихся предпрофильных классов и успеваемости класса в целом.
Мониторинговые исследования проводятся в 3 этапа I этап – подготовительный : I этап – подготовительный : - постановка цели; - определение объекта; - установка сроков проведения; - изучение соответствующей литературы; - изучение имеющегося педагогического опыта; - разработка инструментария для проведения мониторинга (тесты учебных достижений). II этап – практическая часть мониторинга: II этап – практическая часть мониторинга: - сбор информации, а именно проводятся наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирование, посещение уроков, контрольные работы. III этап – аналитический: III этап – аналитический: - систематизация полученной информации; - анализ имеющихся данных; - разработка рекомендаций и предложений на последующий период; - вывод.
При проведении мониторинга соблюдаются следующие условия: системность и продолжительность во времени; сравнимость; сравнимость; объективность; объективность; комфортность. комфортность.
Мониторинг успеваемости по четвертям Проводится наблюдение за динамикой аттестации учащихся по четвертям
Алгоритм предупреждения неуспеваемости Проведение диагностики учащихся с целью выявления признаков отставания Определение основных признаков и причин отставания Формирование положительного отношения к учению и составление индивидуальной образовательной траектории работы со слабоуспевающими Стимулирование учащихся в целях предупреждения дальнейшего отставания и неуспеваемости Мониторинг успешности
Дифференциация обучения Современный период – период комплексного изучения дифференциации Различные подходы к определению дифференциации психологический Учет всевозможных индивидуальных особенностей учащихся и создание соответствующих групп педагогическийметодический Система обучения, отвечающая склонностям учащихся Дифференциация содержания учебного материала
Дифференциация обучения Современный период – период комплексного изучения дифференциации Виды дифференциации Формы дифференциации Лицеи УровневаяПрофильная Гимназии Школы при вузах Частные школы Школы и классы с углубленным изучением предметов
Главное в работе сравнивать полученные результаты со стартовыми результатами (мониторинг по предметам)
Профильные предметы Базовые предметы
Профильные предметы Базовые предметы
Индивидуальная образовательная траектория – это программа действий ученика, построенная с учетом индивидуальных потребностей и возможностей и позволяющая продвигаться в том направлении, которое соответствует его индивидуальным способностям.
П ПП Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана. Обучающемуся предоставляется право самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определение сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального учебного плана.
Основной формой работы над индивидуальными планами и образовательными траекториями является самостоятельная деятельность, сопровождающаяся индивидуальными консультациями, беседами с учителем. Методика занятий при индивидуальном обучении предусматривает следующие формы работы: диалог, практикум, самостоятельная работа, тестирование, контрольные срезы.
При использовании этих форм индивидуализации составляются индивидуальные образовательные карты, в которых указывается темы, цели, задания, которые учащиеся должны уметь выполнять и вопросы, на которые они должны дать ответы. (Образцы представлены) Приложением к данной карте является мониторинг качества обученности учащегося по данной теме или курса с выводами и рекомендациями учителя.
Цели составления индивидуальной образовательной карты: Повышение интереса к предмету, развитие творческих способностей, самореализация и саморазвитие учащегося. Повышение интереса к предмету, развитие творческих способностей, самореализация и саморазвитие учащегося. Организация работы в зоне ближайшего развития. Организация работы в зоне ближайшего развития.
Выводы и рекомендации: 1.Продолжить работу по применению формул для решения. 2.Уделять больше внимания вычислительным навыкам.