« Формула успеха » или как работать без второгодников 8 февраля 2010 г. МОУ « СОШ 7 имени В. Н. Пушкарева » г. Остров Псковской области
Аккумулируя усилия и достижения педагогов школы, передовой педагогический опыт учителей РФ, найти методы и методические приемы, побуждающие у неуспевающих учащихся стремление и желание учиться.
Познакомить педагогический коллектив с успешным опытом работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися Научить учителей выстраивать индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка Проектирование позитивных программ действий для создания ситуации успеха на уроках Формирование навыков коллективной творческо - поисковой деятельности педагогов
Причины неуспешности ребенка в учебной деятельности Методы и приемы, позволяющие стимулировать работу слабоуспевающих учащихся на уроке. Индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка
Индивидуальный подход – принцип обучения и воспитания Индивидуализация – учет личностных особенностей каждого ученика. Индивидуальная работа – деятельность педагога с учетом особенностей развития каждого ребенка Виды индивидуализации учебной работы : 1) внешняя уровневая дифференциация ( гимназические классы, классы коррекции и пр.), 2) внутриклассная ( групповая ) дифференциация, 3) прохождение программы в индивидуальном темпе ( индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка )
Желание хорошо усваивать материал и получить высокую оценку - 69% выборки. Желание поступить в институт, техникум, работать на заводе, в учреждении - 57% выборки. Желание стать хорошим специалистом - 49% выборки.
Мотив Средне звеноСтаршее звено Чувство и достоинство школьника 33%7% Выполнение задания учителей 33%7% Плохо учиться - стыдно 19% - Боязнь наказаний со стороны родителей или учителей 14% - Стремление получить похвалу, поощрение со стороны взрослых, сверстников 14% -
МЕШАЮЩИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГЛИ БЫ СПОСОБСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учиться неинтересно, неприятно, скучно. Неприятно преодолевать трудное в учении. Плохо быть в коллективе. Желание получить отметку во что бы то ни стало. Учеба для меня – тяжкая обязанность Осуждение со стороны товарищей. Желание получить награду со стороны родителей или школы. Стремление выделиться, стать выше товарищей.
Исследуемые группы являются недостаточно сплоченными коллективами, в которых, при этом учащимся достаточно комфортно и нет нужды самоутверждаться за счет успехов в учебе. Внутригрупповые нормы данных классов не предполагают осуждения членов коллектива за плохую учебу, поэтому мотив общения может отрицательно сказаться на эффективности учебной деятельности. Причинами нежелания что - либо делать могут выступать нехватка вознаграждения и одобрения, побуждающих к деятельности ( внешняя мотивация ).
Лень, отсутствие силы воли 82% Склонность к систематическим пропускам уроков ( часто без уважительной причины ) 77% Неправильное семейное воспитание 68%
Учет психологических особенностей личности, физического здоровья ребенка. Индивидуальная направленность на будущую профессию. Добровольное и сознательное включение в поисковую научно - познавательную деятельность. Формирование навыков конструктивного общения с учителями и одноклассниками. Разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью. Построение воспитательной работы с учащимися, направленной на рациональное распределение времени на учебу и увлечения. Применение похвалы и поощрения за успехи в учебной деятельности. Грамотное использование дневника для связи с родителями. Учет мотивации поведения детей.
Группы 1 и 2 Подготовить памятку « Рекомендации, правила, позволяющие стимулировать нам уроке деятельность каждого ребенка с учетом его интеллектуального уровня и потенциальных возможностей » Группы 3 и 4 Выработать памятку « Рекомендации по работе с детьми с отклоняющимся поведением »
Атмосфера доброжелательности. Снятие страха ( прием авансирования успеха ). Высокая мотивация. Реальная помощь в продвижении к успеху. Краткое экспрессивное воздействие. Педагогическая поддержка. Оценивание ( акцент на деталях, сравнивание ребенка с самим собой ).
Группа 1 и 2 Проанализируйте предложенные действия педагога на уроке и разделите их на 2 колонки : в первой соберите те действия, которые способствуют созданию ситуации успеха на уроке, во вторую – которые не способствуют этому Группа 3 и 4 Просим вас привести возможных вариантов сказать ученику « Ты, молодец !», « Отлично !», например : 1. Это достижение ! 2. Я ценю, что ты сделал ! 3. Я поражена вашими знаниями ! и т. п.
1. Внедрять современные педагогические технологии, способствующие повышению эффективности работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Отв. педагогические работники. 2. Обмениваться опытом работы педагогов со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися через МО посещение уроков. Отв. Руководители МО 3. Осуществлять контроль за внедрением продуктивных приемов и методов работы с данной категорией учащихся. Отв. зам директора по общеобраз. дисциплинам
4. Обеспечивать выполнение рекомендаций социально - психологической и логопедической службы школы. Отв. педагогические работники 5. Систематически взаимодействовать с родителями учащихся, активно вовлекая их в учебно - воспитательный процесс школы, постоянно информируя о его ходе, проблемах и путях их решения, повышая психолого - педагогическую культуру родителей Отв. педагогические работники 6. Каждому учителю взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке. Разработанные программы - 20 способов сказать Ты молодец ! и Действия педагога, способствующие созданию на уроке ситуации успеха сделать достоянием каждого учителя ( размножить и иметь в папке МО ) Отв. Завучи по общеобразовательным дисциплинам
1 группа : Самая важная мысль педсовета. 2 группа : Самая спорная мысль педсовета. 3 группа : Мои мысли, возникшие и в ходе педсовета. 4 группа : Мои чувства, эмоции, возникшие и в ходе педсовета.