Урок математики в 6 классе Прямая и обратная пропорциональная зависимость Учитель математики МАОУ СОШ 48 Толкачева Наталья Сергеевна пос. Новосмолинский, Володарский р-н, Нижегородская обл.
Цели урока познавательные усвоение обучающимися понятие прямой и обратной пропорциональной зависимости при решении задач развивающие развивать внимание, память, интеллектуальные и творческие способности, контроль и самоконтроль воспитательные формировать чувства сотрудничества, взаимовыручки, интерес к изучаемому предмету
План урока: 1. Организационный момент 2. Устный счет 3. Разбор задач, решенных учениками 4. Физкультминутка 5. Закрепление изученного материала ( работа в группах ) 6. Самостоятельная работа 7. Подведение итогов урока 8. Домашнее задание
Организационный момент Карта самоконтроля Как называются числа Х и У в пропорции х : а = в : у ? Равенство двух отношений называется … Какая зависимость называется прямо пропорциональной ? Какая зависимость называется обратно пропорциональной ? Одна сотая часть числа - это … Вопросы: Вид деятельно сти ВопросыУстный счетРабота в группах Самостоятельная работа ИТОГО Максимал ьный балл 1286
Устный счет Игра «Молчанка» Какие из равенств можно назвать пропорциями? 3:6=2:4 8:4=2:3 Являются ли прямой или обратной пропорциональной следующие зависимости? 1) число читателей от числа книг в библиотеке; 2) путем, пройденным автомобилем с постоянной скоростью и временем его движения; 3) возрастом человека и размером его обуви; 4) периметром квадрата и длинной его сторон; 5) скоростью и временем при прохождении одного и того же участка пути.
Решите задачи! 1. Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0, 5 ч со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит такое же расстояние стриж, если его скорость 100 км/ч? 2. На сахарный завод привезли свеклу из которой получается 12% сахара. Сколько получится сахара из 30 т свеклы этого сорта?
Физкультминутка.
Работа в группах 1. В 80 кг картофеля содержится 14 кг крахмала. Найти процентное содержание крахмала в таком картофеле. 2. Из одного поселка в другой по реке можно доплыть за 1,5 ч. Сколько времени понадобится на этот путь моторному катеру, если скорость лодки 3 км/ч, а скорость катера 13,5 км/ч? Решите задачи! 3. При очистке семян подсолнечника 28% составляет шелуха. Сколько чистого зерна получится из 150 т семян подсолнечника? 4. Для перевозки груза потребовалось 48 машин грузоподъемностью 7,5 т. Сколько надо машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?
Индивидуальная самостоятельная работа 4 варианта. I вариант 1. За 4 одинаковые коробки карандашей папа заплатил 48 рублей. Сколько стоят 7 таких коробок карандашей? 2. Три ученика пропололи грядку за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу 2 ученика? II вариант 1. При варке мяса остается 65% массы. Сколько получится вареного мяса из 2 кг сырого? 2. Четыре каменщика могут выполнить работу за 15 дней. За сколько дней могут выполнить эту работу три каменщика? III вариант 1. Липовый цвет теряет 74 % своего веса. Сколько получиться сухого липового цвета из 300 кг свежего? 2. Мотоциклист проехал 3 часа со скоростью 60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние со скоростью 45 км/ч? IV вариант 1. Фермеры Кубы предлагают нам сахарный тростник для производства сахара. сахарный тростник при переработке в сахар теряет 91 % первоначальной массы. Сколько надо взять сахарного тростника, чтобы получить 900 кг сахара? 2. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 1,5 ч. Сколько косцов выпьют такой же бочонок за 3 часа?
Проверка задач I вариант Количество коробок Стоимость 4 к - 48 руб. 7 к - Х руб. Х=84 84 рубля стоят 7 коробок. Ответ: 84 рубля. Количество человек Время 3 уч - 4 ч 2 уч - Х ч Х=6 За 2 часа выполнят работу 2 ученика Ответ: за 6 часов. 12
Проверка задач II вариант Колич. мяса проценты 2 кг - 100% Х кг - 65 % Х=1,3 1,3 кг мяса вареного. Ответ: 1,3 кг мяса. Колич. каменщ. колич. дней 4 к - 15 д 3 к - Х д Х=20 За 20 дней выполнят работу 3 каменщика Ответ: 20 дней. 12
III вариант =26% - остается. Масса проценты 300 кг - 100% Х кг - 26% Х=78 78 кг сухого цвета. Ответ: 78 кг. V t 60 км/ч - 3ч 45 км/ч - Хч Х=4 За 4 часа мотоциклист проедет со скоростью 45 км/ч Ответ: за 4 часа. Проверка задач 2
IV вариант Масса Процентное содержание Х кг % 900 кг - 9% Х= кг=10 т – надо взять сахарного тростника Ответ: 10 т Колич.людей время 6к - 1,5 ч Хк - 3 ч Х=3 3 косца выпьют бочонок за 3 часа Ответ: 3 косца. Проверка задач 1 2
Итоги урока Вид деятельнос ти ВопросыУстный счетРабота в группах Самостоятельная работа ИТОГО Максималь ный балл баллов - «5» баллов - «4» 9-12 баллов – «3»
МОЛОДЦЫ ! Домашнее задание Повторить п. 13 – 18. Задание по учебнику: 812, 817, дифференцировано818