школа 2 г.Лахденпохья Название курса: Физика 10 класс. Название темы урока: Законы Ньютона. Учебное пособие: «Физика 10» авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Бухольцев, Н.Н. Сотский.,Москва, «Просвещение»,2006г. Цель урока: Систематизация знаний о законах Ньютона. Тип урока: Комбинированный. Методы: Опрос, беседа, коллективное решение задач, работа с таблицей, самостоятельная работа. Учитель физики: Волик Ольга Валентиновна
школа 2 г.Лахденпохья План урока Этапы урокаВремя, минПриёмы и методы 1. Организационный момент 2Приветствие. Постановка целей урока. 2.Проверка домашнего задания 10Разбор решения задач из домашнего задания. 3.Повторение и обобщение изученного 20Работа с таблицей. Беседа. Коллективное решение задач. 4.Самостоятельная работа 10Самостоятельное решение задач. Контроль знаний. 5.Итоги урока2Выставление оценок. Основные выводы с урока 6.Домашнее задание 1Обсуждение и запись домашнего задания.
школа 2 г.Лахденпохья Задачи урока: Познавательные: Объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения. Проверить навыки решения задач по данной теме. Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач. Развивающие: Сформировать навыки подачи полного и правильного ответа на учебный вопрос. Формирование навыков анализа учебного материала. Воспитательные: Подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение законов Ньютона.
школа 2 г.Лахденпохья Проверка домашнего задания Был этот мир Глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон… А. Поп
школа 2 г.Лахденпохья Упражнение 6 Задача 5:На полу лифта находится тело массой 50кг. Лифт поднимается так, что за 3с его скорость изменилась от 8 до 2 м/с. Найдите силу давления тела на пол лифта. Решение: по II закону Ньютона ma=N-P ma=N-mg х
Упражнение 6 Задача 6. Тепловоз на горизонтальном участке пути длиной 600 м развивает постоянную силу тяги 147 кН. Скорость поезда возрастает при этом от 36 до 54 км/ч. Определите силу сопротивления движению, считая её постоянной. Масса поезда 1000 т. Х
школа 2 г.Лахденпохья Решение: по II закону Ньютона Найти: Fc - ? Ответ:43 kН
школа 2 г.Лахденпохья Упражнение 6 Задача 7. Автомобиль массой 5 т движется по вогнутому мосту со скоростью 72 км/ч. Мост образует дугу радиусом 100 м. Найдите силу, с которой автомобиль давит на мост, проезжая его середину. У
школа 2 г.Лахденпохья Дано: Решение: m = 5000 кг по II закону Ньютона V=72км/ч=20м/c ma=N-P ma=N-mg R=100м Найти: P - ? Ответ:70кН
школа 2 г.Лахденпохья Законы Ньютона Однажды Ньютона спросили, как долго он формулировал свои законы. Великий ученый ответил, что его законы очень просты, сформулировал их он очень быстро, но перед этим ему пришлось довольно долго думать.
школа 2 г.Лахденпохья Первый закон Ньютона. Тело остается в состоянии покоя или движется с постоянной скоростью(без ускорения), если оно предоставлено самому себе, то есть если на него не действуют никакие внешние силы. Это означает, что F = ma. (2)(2) F 12 = –F 21, Земля - воздух Земля - вода Действия скомпенсированы – движение равномерное прямолинейное Действия нет – вдали от звёзд Действия скомпенсированы – покой Земля - опора Земля - нить
школа 2 г.Лахденпохья Второй закон Ньютона. Результирующая сила, действующая на тело, равна произведению массы этого тела на его ускорение: F = ma. (2)(2) F 12 = –F 21,
школа 2 г.Лахденпохья F = ma. (2)(2) Третий закон Ньютона. При взаимодействии двух тел сила F 21, действующая на второе тело со стороны первого, равна по величине и противоположна по направлению силе F 12, действующей на первое тело со стороны второго: F 12 = –F 21,
школа 2 г.Лахденпохья
Качественные задачи: 1.Как можно установить, что данная система отсчета является инерциальной? 2.Приведите примеры, когда систему отсчета, связанную с Землей, с определенной степенью точности можно считать инерциальной, неинерциальной. 3.С потолка вагона, движущегося равномерно и прямолинейно по горизонтальному участку, падает болт. В какую точку пола он упадет?
школа 2 г.Лахденпохья Качественные задачи: 4.Часто говорят, что шайба после удара клюшкой "движется по инерции". Верно ли это утверждение? 5.Чем различаются понятия "инерция" и "инертность"? 6.От чего зависят ускорения двух взаимодействующих тел? Приведите примеры.
школа 2 г.Лахденпохья Груз массой 0,5 кг за нить поднимают вертикально вверх с ускорением 1м/c2. Определите силу, действующую вертикально вверх. Дано: Решение: m=0,5 кг a=1м/с2 Найти: F-? Ответ:5,5Н х
Самостоятельная работа I вариант С каким ускорением движется тело массой 3 кг, если на него действует сила 1 Н? Какова скорость тела в конце третьей секунды? II вариант Определите массу тела, которому сила 1 Н сообщает ускорение 0,5 м/c2. Какова скорость тела в конце третьей секунды?
школа 2 г.Лахденпохья Домашнее задание: § повторить, упражнение 6 8, подготовиться к письменному опросу.
школа 2 г.Лахденпохья Для того чтобы убедиться в инерциальности системы отсчёта, надо проверить, выполняется ли в ней первый закон Ньютона. Для этого нужно доказать, что на тело не действуют другие тела. Убедиться в отсутствии действия других тел мы можем, только доказав равенство нулю ускорения свободного падения тела относительно инерциальной системы отсчёта. Устранить на опыте действия всех тел Вселенной мы не можем. Таким образом, закон Ньютона – это постулат, сформулированный на основе обобщения человеческого опыта. Инерциальная система отсчёта является идеализированной моделью, необходимой для формулировки законов Ньютона. Только опытным путём можно установить, какие из реальных систем отсчёта ближе к инерциальным. С этой целью нужно выяснить, в каких системах точнее выполняются все три закона Ньютона.
школа 2 г.Лахденпохья Так как в системе отсчёта, связанной с Землёй, первый и второй законы Ньютона не выполняются, эта система отсчёта является неинерциальной. Главная причина неинерциальности системы отсчёта, связанной с Землёй, - суточное вращение Земли вокруг своей оси. Опыты с маятником Фуко позволяют обнаружить неинерциальность земной системы отсчёта Гелиоцентрическая система отсчёта, центр которой находится в центре Солнца с большей степенью точности можно считать инерциальной системой. В этой системе отсчёта первый закон Ньютона выполняется с большей точностью, так как звёзды, которые являются почти свободными телами, движутся относительно неё с ничтожно малыми ускорениями.
школа 2 г.Лахденпохья
Если шайба пытается сохранить направление и величину скорости движения, то движется по инерции.
школа 2 г.Лахденпохья Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией. Для всех тел характерно свойство по-разному менять свою скорость при взаимодействии. Это свойство тела называют инертностью. Чем меньше скорость тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет. Такое тело называют более инертным.
школа 2 г.Лахденпохья