Повсеместное введение ФГОС и ФГТ с 1 сентября 2011 года предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям учителя-логопеда детского сада и школы заставляет нас задуматься об определении маршрута собственного профессионального развития
Стандарты и требования… обязательны для исполнения выступают как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор между родителями, обществом и государством делают ставку на ответственность самого образовательного учреждения
Новое содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда: 1.Участие в составе рабочей группы в разработке программы своего учреждения, с учётом его типа и вида, а также потребностей и запросов участников воспитательного и образовательного процесса. Такая работа является организационно- методической и проектировочной и требует от учителя-логопеда профессиональных действий в рамках модели логопед – методист или, что ещё сложнее, логопед - проектировщик
Логопед – методист, проектировщик В качестве обязательных профессиональных компетенций выступают: умение вычленять из педагогических проблем коррекционную составляющую и технологически чётко формулировать запрос на собственную деятельность умение работать с теоретической информацией и переводить коррекционное знание на язык педагогической практики владение навыками организационно- деятельностного консультирования владение навыками, связанными с реализацией и управлением проектом
Новое содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда: 2. Помощь педагогам в овладении и использовании современных коррекционно-педагогических технологий деятельностного типа в формировании универсальных учебных действий. Такая работа является организационно-методической и методической и потребует от учителя- логопеда профессиональных действий в рамках модели логопед – методист.
Логопед - методист В качестве обязательных профессиональных компетенций выступают: умение вычленять из педагогических проблем коррекционную составляющую и технологически чётко формулировать запрос на собственную деятельность умение работать с теоретической информацией и переводить её на прикладной, технологичный язык умение вовремя и в нужном объёме предоставлять соответствующую педагогической задаче информацию владение современными технологиями деятельностного типа (продуктивного, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, организации учебного сотрудничества и др.) владение методами активного социального обучения – групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра и др.
Новое содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда: 3.Проведение коррекционных занятий по направлениям развития личности, предусмотренных стандартами и требованиями (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное – в начальной школе, социально-личностное, познавательно-речевое – в детском саду). Используются такие формы организации работы как кружки, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проводимые с учётом пожеланий воспитанников, обучающихся и их родителей. Такая работа потребует профессиональных действий в рамках логопед – наставник.
Логопед - наставник В качестве обязательных профессиональных компетенций выступают: умение ставить задачи и находить пути их решения владение навыками сценирования мероприятий владение современными воспитательными технологиями владение методикой проведения внеурочных мероприятий
Новое содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда: 4. Участие в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая работа, кроме обязательных коррекционных занятий требует профессиональных действий в рамках модели логопед – куратор.
Логопед - куратор В качестве обязательных профессиональных компетенций выступают: умение работать с родителями проблемных детей умение сотрудничать в команде специалистов, в том числе, в рамках ПМПк
Новое содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда: 5. Оценка уровня сформированности универсальных учебных требований в школе и соответствия требованиям дошкольного воспитания (регулятивных, коммуникативных и познавательных компетенций обучающихся и воспитанников) с помощью специально сконструированных диагностических задач и оценка результатов, либо отдельных достижений и качеств, либо у отдельных обучающихся, воспитанников. Содержание, формы и процедуры такой оценки должны быть прописаны в разделе «Система оценки планируемых результатов» Программы ОУ. Такая работа является по преимуществу экспертной и поэтому потребует от логопеда профессиональной модели в рамках логопед – консультант.
Логопед - консультант В качестве обязательных профессиональных компетенций выступают: компетентность в диагностических процедурах, мониторинговой и аналитической деятельности умение давать рекомендации на педагогическом и управленческом языке.
Таков наш новый функционал