Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 57» г. Курска Анненкова Ванда Станиславовна, учитель физики
Обучающие: - умению ставить учебные цели и планировать собственную учебную деятельность по изучению силы трения; - умению осуществлять экспериментальную проверку по установлению причин возникновения силы трения; - умению исследовать зависимость силы трения от материалов соприкасающихся поверхностей и качества их обработки, от силы, прижимающей тело к поверхности. Воспитывающие: - инициативность и самостоятельность; - волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил по преодолению трудностей; - навыки сотрудничества. Развивающие: - деятельность, мышление, рефлексию.
Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. Н.М. Верзилина
С каким настроением вы пришли на урок? ХОРОШЕЕ БЕЗРАЗЛИЧНОЕ ПЛОХОЕ
Будьте внимательны, аккуратны, активны. Не выкрикивайте, не перебивайте, не отвлекайтесь!
Почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной?
Почему бревно легче катить, чем тащить?
Почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?
Вопросы к кроссворду: 1. Сила, возникающая в деформированном теле и зависящая от величины деформации. 2. Причина изменения скорости и деформации тела. 3. То, от чего зависит результат действия силы. 4. Прибор для измерения силы. 5. Коэффициент пропорциональности в законе Гука. 6. Изменение формы и объема тела. 7. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. 8. Единица силы. 9. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. 10. Явление притяжения всех тел Вселенной друг к другу.
1 УПРУГОСТИ 2 СИЛА 3 МОДУЛЯ 4 ДИНАМОМЕТР 5 ЖЕСТКОСТЬ 6 ДЕФОРМАЦИЯ 7 ВЕС 8 НЬЮТОН 9 ТЯЖЕСТИ 10 ТЯГОТЕНИЕ
Деревянный брусок толкните по деревянной доске, сначала по одной стороне доски, затем по другой, покрытой наждачной бумагой, и наблюдайте за его движением. Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
Что вы можете сказать о скорости движения тела? Как она изменялась в опытах? Какая сила возникает? В результате чего она возникает?
Трение – это вид взаимодействия тел, оно возникает в месте соприкосновения тел и препятствует их относительному движению
Трение скольжения Трение качения Трение покоя
Возьмите два кусочка наждачной бумаги, проведите один по другому. Назовите причины возникновения трения.
Возьмите две стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
1) Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел 2) Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
Равномерно перемещайте динамометр с прикрепленным к нему бруском вдоль доски, динамометр покажет силу, действующую на брусок. Измеряйте силу трения
Сила трения направлена в сторону, противоположную скорости движения, имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.
Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления F тр = μN где μ –коэффициент трения, зависящий от материалов соприкасающихся поверхностей. Зависит от:Не зависит от: 1) рода трущихся поверхностей; 2) силы, прижимающей тело к поверхности (N – сила реакции опоры). 1) площади соприкосновения тела с поверхностью.
для передачи движения; при обработке металлов и других материалов; при сварке трением;
при заточке инструментов; для скрепления материалов, деталей конструкций; при шлифовке, полировке материалов и т.д.
мы можем ходить по земле белки прыгают по веткам деревьев ленивец висит на ветке птичка может присесть на ветку
вода точит камень образование планет и комет идет дождь и вода стекает в низину, хотя камень лежит и не скатывается в низину (у воды сила трения меньше, чем у камня) огромные валуны лежат на краях скал и не падают вниз - их держит сила трения
ВГГБАГАБАБ
§§30-32 Написать сочинение или эссе на тему «Исчезнувшее трение» или «Мир без трения». Заполнить таблицу. Трение в природе и технике Положительная роль тренияОтрицательная роль трения
Что нового и интересного вы узнали? С каким настроением вы уходите с урока?
Какой вид деятельности на уроке вам понравился больше всего?