Занятие на тему: РЕГУЛЯРНЫЕ САДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ СЕРЕДИНЫ XVIII В. Подготовлено Подготовлено педагогом дополнительного образования педагогом дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных натуралистов», МОУ ДОД «Станция юных натуралистов», руководителем объединения «Ландшафтный дизайн» Мызниковой Ириной Олеговной Мызниковой Ириной Олеговнойг.Мичуринск.2008г.
… О, дивный Петергоф, Жилище пышное героев и богов, Где Петр свой каждый шаг означил чудесами, Где море над главой, где море под ногами, Где с Львовых челюстей кипящая река Из бездны мрачныя летит под облака И водометы всей вселены посрамляет; Так царь величьем дел монархов превышает; Так быстро создал флот, полки, престольный град, Россию превратил в великолепный сад. А.Ф.Воейков, дополнение к переводу «Садов» Делиля А.Ф.Воейков, дополнение к переводу «Садов» Делиля
Преобразовательская деятельность Петра I: Приобщение к европейской культуре; Приобщение к европейской культуре; Развитие просвещения, промышленности, расширение торговли; Развитие просвещения, промышленности, расширение торговли; Укрепление вооружённых сил России; Укрепление вооружённых сил России; Становление русского флота; Становление русского флота; Победа в Северной войне; Победа в Северной войне; Основание Санкт-Петербурга. Основание Санкт-Петербурга.
Прототипы русского паркостроения: Французский Версаль
Голландское барокко:
Характерные признаки регулярных садов: Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер. Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
Формирование среды идет по строгим геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов. Формирование среды идет по строгим геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
Ярко выражена основная ось композиции стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии. Ярко выражена основная ось композиции стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада. Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием композиции. Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием композиции.
Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами. Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму.
Особенности русского регулярного паркостроения
Вода важнейшее средство художественной выразительности (русский регулярный парк петровской поры отличался обилием фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов). Вода важнейшее средство художественной выразительности (русский регулярный парк петровской поры отличался обилием фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов).
Отсутствие идеального геометрического плана (парк часто представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных системой просек и окруженных лесом или водой).
Характерная русская флора (аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук). Характерная русская флора (аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук).
Образовательная нагрузка (каждая скульптура в парке рассказывала об античной легенде, призывала следовать какой-либо добродетели или увековечивала победы русской армии).
Композиция состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и размещена садовая скульптура. Композиция состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и размещена садовая скульптура.
Примеры регулярных садов петровского времени
ПЕТЕРГОФ – «русский Версаль» Парк был открыт в августе 1723 г и посвящён военной славе молодого русского флота Парк был открыт в августе 1723 г и посвящён военной славе молодого русского флота
Садово-парковый ансамбль в Стрельне
Садово-парковый ансамбль Царское село Резиденция российских царей Царское село великолепное произведение русского садово- паркового искусства XVIII-XIX вв., в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота северной природы. В его планировке можно обнаружить черты различных парковых стилей. Резиденция российских царей Царское село великолепное произведение русского садово- паркового искусства XVIII-XIX вв., в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота северной природы. В его планировке можно обнаружить черты различных парковых стилей.
Садово-парковый ансамбль Кусково
Летний сад в Петербурге Самый ранний публичный сад в Санкт-Петербурге, создан по проекту Петра I в 1704г. Самый ранний публичный сад в Санкт-Петербурге, создан по проекту Петра I в 1704г. Его открытие связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией; Его открытие связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией; Здесь работали известные архитекторы И.Матвеев, М.Земцов, Н.Микетти, Ж-Б.Леблон; Здесь работали известные архитекторы И.Матвеев, М.Земцов, Н.Микетти, Ж-Б.Леблон; Сад разбит по образцу регулярных садов XVIII в.; Сад разбит по образцу регулярных садов XVIII в.; В петровское время являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга; В петровское время являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга; Сад имеет самое старинное собрание садовой скульптуры работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Образы античных богов и героев иносказательно передают идеи государственной и преобразовательской деятельности Петра I; Сад имеет самое старинное собрание садовой скульптуры работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Образы античных богов и героев иносказательно передают идеи государственной и преобразовательской деятельности Петра I; Украшением Летнего сада со стороны Невы является всемирно известная решётка, выполненная в 1784 г. по проекту архитектора Ю.Фельтена. Украшением Летнего сада со стороны Невы является всемирно известная решётка, выполненная в 1784 г. по проекту архитектора Ю.Фельтена.
Летний сад
выводы: Парки, заложенные Петром I в политически важных местах стали средством распространения новой культуры западноевропейского типа. Парки, заложенные Петром I в политически важных местах стали средством распространения новой культуры западноевропейского типа. Для петровской садовой культуры характерно создание мира, состоящего из разных по стилю и назначению участков, соединение национальных традиций (древнерусской, голландской, французской, итальянской), обильное использование водных зеркал и потоков, элементы "естественной" планировки с напоминающими дикую природу уголками сада. Для петровской садовой культуры характерно создание мира, состоящего из разных по стилю и назначению участков, соединение национальных традиций (древнерусской, голландской, французской, итальянской), обильное использование водных зеркал и потоков, элементы "естественной" планировки с напоминающими дикую природу уголками сада.
Список используемой литературы: Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. М:Эксмо, 2007.Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. М:Эксмо, Нащокина М.В.«Русские сады»Нащокина М.В.«Русские сады» Оберлиани В. «Повесть о Петергофе»Оберлиани В. «Повесть о Петергофе» Ухналев А. «Тот единственный сад. К проекту реставрации Летнего сада» Ж. «Реликвия» г.Ухналев А. «Тот единственный сад. К проекту реставрации Летнего сада» Ж. «Реликвия» г. Делиль Ж.«Сады» - перевод Воейкова.Делиль Ж.«Сады» - перевод Воейкова. Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» – Ленинград, 1963 г.Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» – Ленинград, 1963 г. Д. С. Лихачев «Поэзия садов. К семантике садово- парковых стилей. Сад как текст» – Москва, 1998 г.Д. С. Лихачев «Поэзия садов. К семантике садово- парковых стилей. Сад как текст» – Москва, 1998 г.