Тема урока: Экономические системы
Ц Е Л И У Р О К А 1.Изучить сущность и особенности экономических систем. 2.Научить учащихся сравнивать характеристики систем. 3. Научить учащихся находить плюсы и минусы экономических систем и обосновывать их.
Главные вопросы экономики. Так как ресурсы у любого субъекта и в любое время ограниченные, то каждый из них стремился использовать эти ресурсы с наибольшей выгодой для себя. Вот почему перед каждым субъектом – собственником ресурсов всегда вставали три главных вопроса экономики: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
В зависимости от того, кто был владельцем основных ресурсов и как он отвечал на эти вопросы, выделяются четыре особых экономических системы.
Сущность экономической системы Экономическая система – это система экономических отношений в обществе между экономическими субъектами. Основными факторами, влияющими на характер экономических отношений, являются: 1.Отношение к собственности; т.е. кому она принадлежит и кто и как ею распоряжается. 2. Какую роль играет государство в экономических отношениях.
Экономические системы 1. Традиционная экономика. 2. Командная экономика. 3. Рыночная экономика. 4. Смешанная экономика.
Традиционная экономика 1. В этой экономике создают блага все, кто могут. 2. Блага, созданные в этой экономике, являются продуктом. 3.Распределяются блага по принципам: социальной справедливости или равенства. 4 В этой экономике нет обмена (купли- продажи.)
5. Собственность принадлежит всему обществу. 6. Плюсы этой экономики: отсутствие богатых и бедных. 7. Минусы: нет развития общества; узкий ассортимент благ из-за дефицита времени.
Командная экономика 1.В этой экономике производство благ берет под свой контроль государство. 2. Оно же взяло в свои руки и все средства производства. 3. Государство определяет: кто будет производить блага, сколько благ производить, кому и по какой цене продавать. 4.Государство запрещает частное предпринимательство.
5. Торговля в этой экономике носит формальный характер. 6.Дефицитом в этой экономике является товар, так как, даже при большом желании, государство не может учесть и обеспечить все индивидуальные потребности граждан.
7.Плюсы в этой экономике- отсутствие резкого разделения общества на богатых и бедных; отсутствие безработицы; уверенность граждан в завтрашнем дне. 8. Минусы в этой экономике- медленное развитие, переходящее в застой; запрет государством всякой частной хозяйственной инициативы.
Переход от командной экономики к рыночной В нашей стране этот переход начался в 1991 – 1992 годах. Начался он с так называемой приватизации, то есть с передачи отдельных видов собственности от государства - другим возможным собственникам
Передача собственности происходила различными способами: Отдельные предприятия «продавались» коллективам за ваучеры с последующей денежной оплатой. Часть предприятий продавались только за деньги. Основным проводником приватизации был экономический советник Б.Н.Ельцина – Анатолий Борисович Чубайс
Инициаторы приватизации в России Приватизация проводилась так, что основная масса населения не знала об этом и практически не могла принять участия в «так называемых» торгах. Поэтому владельцами предприятий оказались люди, приближенные к власти,– именно они и стали олигархами.
Рыночная экономика 1. Формируется сразу после традиционной. 2.В этой экономике господствует частная собственность на средства производства. 3.В этой экономике все является товаром. 4. Девиз этой экономики- найти новые потребности субъектов и предложить им такой товар.
5. Плюсами этой экономики являются: резкое, безграничное расширение ассортимента товаров-благ; свободное предпринимательство; быстрое экономическое развитие страны. 6. Минусами являются: резкое разделение общества на богатых и бедных; резкий рост криминала, особенно на первом этапе.
7. Дефицитом в этой экономике являются деньги, так как с удовлетворением одних потребностей вырастают другие, для удовлетворения этих потребностей обязательно появляется другой товар и денег для удовлетворения растущих потребностей не хватает.
Смешанная экономика 1.Это цивилизованный вариант рыночной экономики с положительным вмешательством государства в деятельность предпринимателей. 2. Положительным вмешательством государства могут быть: дифференцированные налоги, защита предпринимателей от криминала, льготы по получению кредитов и.т.д.
Продолжение 3.В смешанной экономике важным положительным результатом является заметное стирание границ между богатыми и бедными. Это проявляется в значительном росте числа «среднего» слоя населения. Особенно это видно на положении пенсионеров, материальное положение которых значительно лучше, чем в нашей стране на сегодняшний день.
Закрепление материала по вопросам: От чего зависят экономические отношения в обществе? Что такое экономическая система? Какие экономические системы Вы запомнили? Кому принадлежит собственность в каждой конкретной экономической системе? Какие вопросы возникают в обществе в любой экономической системе? Какие плюсы и минусы Вы знаете в конкретной системе? Когда и как возрождалась рыночная экономическая система в нашей стране?
Задание на дом Заполнить таблицу характеристик экономических систем. Вопросы Системы Кому принадлежит собственность? Кто решает вопросы производства? Что является дефицитом? Чем является результат производства? Традиционная Рыночная Командная Смешанная