Василий Макарович Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках»
-Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? -Что запомнилось? На что обратили внимание? Что затронуло? -О чем вы хотели бы поговорить сегодня на уроке? Тема: «…Милосердие... не бывает чрезмерным...» Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием. Фома Кемпийский
Цель: - анализируя рассказ, познакомиться с личностью писателя, его мировосприятием; - обсудить проблему взаимоотношений детей и взрослых; - продолжать учиться пересказывать, учиться умению выражать свои мысли, обобщать сказанное; - учиться отзывчивости, милосердию.
- Что вы знаете о В.М.Шукшине? - Какие рассказы читали? - Какие фильмы с его участием смотрели?
В.М.Шукшин – актер, режиссер, писатель…
Родина писателя – село Сростки
Всероссийский музей-заповедник В.М.Шукшина Школа до реставрации Скульптура Н.М.Клыкова Современное здание школы Церковь Залы музея Памятник жителям – жертвам репрессий
Школа в Сростках Экспозиция музея
Дом В.М.Шукшина в Сростках
В доме писателя
Памятник на горе Пикет в Сростках, где любил бывать писатель
Семья писателя В.М.Шукшин с дочерьми Жена писателя – актриса Л.Федосеева-Шукшина
Жена и дочь Маша Дочь Маша Дочь Маша и внучка Света
-О чем этот рассказ? Определите его тему. -Как вы поняли смысл рассказа? Какие, на ваш взгляд, проблемы поднимает автор в нем?
«Как зайка летал на воздушных шариках» Иллюстрация к рассказу Кати Ярославцевой
-Почему Верочка запомнила именно эту сказку о зайке? Что ее так привлекло в ней? -Как вы поняли нравоучительный смысл сказки? -«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», - уверял нас А.С.Пушкин. Как вы думаете, какой урок можно извлечь из этой сказки? -Подумайте, почему В.Шукшин вынес в заголовок рассказа название этой сказки, ведь она так мало места занимает в повествовании?
-Почему Федор, такой большой и сильный мужчина, так изменился всего за несколько дней? Может быть, даже состарился? - Обратитесь к тексту: как автор показывает его переживания?
«…девочка уже не плакала, лежала – слабенькая, горячая… Смотрела на него. У Федора все каменело в груди.» Иллюстрация Кати Ярославцевой
-О чем заставила задуматься его болезнь девочки? - Почему автор пишет, что «может, больше надо самому Федору, чем девочке», чтобы Егор прилетел к ним? - Для выздоровления Верочки что больше необходимо: что-то материальное или больше душевное тепло, вера в добро, своевременную помощь?
- В разговоре на кухне, на ваш взгляд, что-то Федор недоговаривает брату? Что его так беспокоит? - Почему Федор в разговоре с братом вдруг вспомнил отца, коней, родную деревню, в которой почти не бывает?
- Подведите итог нашему разговору. - Что же в жизни важнее, по мнению Шукшина, богатство, материальное благосостояние или какие-то другие вещи? Вывод
-Помог ли наш урок лучше разобраться вам в содержании рассказа В.М.Шукшина? -Стал ли вам ближе и понятнее сам автор, его взгляды, его миропонимание? - Что вам запомнилось? Удивило? Вызвало другие сильные чувства?
Устное сочинение на тему: «Характеристика литературного героя по рассказу В.М.Шукшина «Как зайка летал на воздушных шариках» (На выбор о Егоре или Федоре по данному плану) Домашнее задание: