МОУ средняя общеобразовательная школа 4 г. Наволоки Кинешемского муниципального района Ивановской области Учитель русского языка и литературы (высшей категории) Румянцева Алла Алексеевна Урок по русскому языку в 5 классе «Пунктуация. Что может запятая».
У П Т Н К У А Ц И Я ПУНКТУАЦИЯ
ЧТО ИЗУЧАЕТ ? Зачем нужна пунктуация? Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения.
Тоеосеникнязьсеменъдмитриевичсуздаль скийприидератьюкновъгородунижнему. АснимцаревиЧентякстысячътатарълюдиже затворишасявгороДавоеводыунихбяхуво Лодимеръдаеиловичъгригореиволодимиро вичъиванълихорьибыстьимбоисними. (Московский летописный свод) Прочтите текст. Ну, как? Трудновато? А ведь именно так писали на Руси до конца XV века.
Алла Запятая На крохотное ушко Похожа завитушка. Велит нам Постоять чуть-чуть И отправляться Дальше в путь. Выйдет на дорожку – Всем Подставит ножку! (А. Шибаев)
1.Эдуарда убить не смейте бояться полезно. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (то есть следует бояться). Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно). 2. Поставить статую золотую пику держащую. Поставить статую, золотую пику держащую. Поставить статую золотую, пику держащую. 3. Быть дома нельзя идти в поход. 4. Делегация выезжает утром встречайте. 5. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища.
Раскинем умом 1. Коля пел так, как пели все. Коля пел, так как пели все. 2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге. Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге. 3. Как он уехал? Как, он уехал? 4. Я не видел брата товарища и его сестру. Я не видел брата, товарища и его сестру. 5. Дома улицы залиты светом. Дома, улицы залиты светом. 6. Грязь покрыла всё: окно, дверь, потолок, стены. Грязь покрыла всё окно, дверь, потолок, стены. 7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку. Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку. 8. Ребёнок играл, так как играли все дети. Ребёнок играл так, как играли все дети.
Сочинения Незнайки 1.Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах. 2. Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 3. Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо. Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы?,,,,,
Очень- очень Странный вид: Речка за окном Горит, Чей-то дом Хвостом виляет, Пёсик Из ружья стреляет, Мальчик Чуть не слопал Мышку. Кот в очках Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: - Вот что значит Запятая! (Б. Заходер) Где поставить запятую,,,,,,,
Расставьте знаки препинания. Запишите полученный текст. Для чего нам нужны знаки препинания? Осенью в городе. Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев ходили троллейбусы автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собирались дачники группами. Их видно было издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку огурцы помидоры виноград. Всё дышало густым ароматом осени падающими золотыми листьями. Была засыпана земля а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья сучья, высохшие за лето. Трещали рассыпались в воздухе мелкие искры. Л. Чеснокова.,,,,,,,,
Подведение итогов: 1.О чем мы сегодня говорили на уроке? 2.Что изучает пунктуация? 3.Зачем нужна пунктуация? 4.Что может запятая? Домашнее задание: параграф 24, упражнение 120