УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ «Виды сказуемого» Цели урока: 1. закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения; 2. совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу; 3. уметь определять виды сказуемого; 4. редактировать тексты с грамматическими ошибками в составном именном сказуемом.
кластер Виды сказуемого Составное именное Глагольное Простое Составное
Согласен – Не согласен Заполнить таблицу. Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ «да». Напротив утверждения, с которым не согласны, написать ответ «нет».
Взаимопроверка 1. да 2. да 3. нет 4. да 5. нет 6. нет 7. да 8. да 9. нет 10. нет 11. нет 12. нет Критерии оценивания: «5» правильных ответов; «4» правильных ответов; «3» правильных ответов
Разбор отрицательных ответов 5. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым. Еще громче будут петь птицы. 5.В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Глагол выражен формой будущего сложного времени ( считается одним словом). Еще громче будут петь птицы. 3.Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. 3.Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого- либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. 6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. 6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола (инфинитива). 9. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределенной формы глагола (инфинитива). 9. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. 10. В роли глагола- связки может выступать только связка быть в нулевой форме. 10. В роли глагола-связки могут выступать: а) глагол быть; б) связка быть в нулевой форме; в)глаголы с ослабленным лексическим значением: стать, становиться, делать, казаться, являться, считаться, называться, представиться; г)глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д. 11. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. 11. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена именем существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, наречием, неделимым словосочетанием. 12.В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. 12.В этом предложении сказуемое является составным именным сказуемым. Дорога проложена через лес.
Работа с сигнальными карточками 1) Молодой Дубровский хотел заняться делами. 2) Я лошадей кормить буду. 3) Туман начинает понемногу рассеиваться. 4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнем. 5) И у меня есть своя заветная мечта. 6) Сегодня я знал назубок весь параграф. 7) Вечером море было черного цвета.
Определение грамматической основы. На Большой Грузинской улице в Москве есть старинный дом. Он стоит уже более двух веков и отличается удивительными пропорциями. Здание было построено в XVIII веке. Для нас этот дом очень дорог. В его стенах Владимир Даль начал создавать знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Этой работе было посвящено сорок три года! Словарь Даля уже более ста лет считается лучшим словарем русского языка.
Исправление ошибок в именной части 1. Одно из замечательных произведений А.С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берез. 5. Наш сосед по купе оказался военный.
Исправление ошибок в связи подлежащего и сказуемого. 1. Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость- особенно дорога мне в поэте. 2. Жестокость крепостников- помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание. 3. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных и сильных врагов.
Итог урока Выставление оценок. Домашнее задание