Открытый урок по русскому языку Тип урока: урок систематизации и совершенствования ЗУН. Вид урока: урок – игра. Автор - составитель: преподаватель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корень Презентация разработана учеником 5 класса Михайловым Максимом.
Advertisements

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) препод..вать, пол..гается, упр..щать 2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация 3) д..роженька,
«Правописание корней с чередующейся гласной».. Инструкция по работе с учебным тренажёром 1.Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один.
Готовимся к ГИА по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Чередующиеся безударные гласные в корне » Автор работы СудареваТ.А. Автор.
Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. Бе_печный, ра_битый, _шитый, _бросивший, бе_голосый, бе_церемонный, и_парился, ра_считать, _дание,
1.В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными? 1)раск…чать, заск…чить, выск…чка, ск…чок 2)отм…кать, непром…каемый, вым…кать, см…ковать.
Готовимся к экзамену. Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Правописание корней с чередующейся гласной». Майорова Тамара Викторовна учитель русского.
Правописание чередующихся гласных а -о в корнях -лаг- - -лож-, -рос- - -раст-(-ращ-).
Министерство образования и науки Удмуртской Республики Управление образования Администрации г. Ижевска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Учитель русского языка и литературы СОШ 60 Ширяева Н. С. Буквы О – А в корне -гор- - -гар-.
Безударные гласные в корне Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся.
Буквы е-и в корнях с чередованием. Урок в 5 классе. Prezentacii.com.
Буквы Е и И в корнях с чередованием. Спишите, вставляя пропущенные буквы Выр…стить на окне, морские водор…сли, ул…жить вещи, имя прил…гательное,высказать.
Гласные буквы в корне, проверяемые ударением.. 1)В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? 1.прик…сновение,
-скак- -скоч- -жег- -жиг(а)- -блест- -блист(а)- -бер- -бир(а)- -тер- -тир(а)- -дер- -дир(а)- -стел- -стил(а)- -мер- -мир(а)- -пер- -пир(а)- -чет- -чит(а)-
1.Зам_рать, выб_рет,оп_чалиться. 2.Ут_реть, пост_лить, наб_рать. 3.Выч_тание, соч_тание, пос_деть от старости. 4.Уд_рёт, сп_ши на урок, выч_т. 1.Зат_реть,
Правописание корней -РАСТ-(-РАЩ-) -РОС- -РАСТ- -РАЩ- -РОС-
Закрепление по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Игра «Третий лишний» «Чередующиеся гласные». Исключи одно лишнее. ПРИМ..РЕНИЕ ВРАГОВ УМ..РАТЬ ОТ СТРАХА ЗАМ..РЕТЬ НЕОЖИДАННО ПРИМИРЕНИЕ ВРАГОВ.
Транксрипт:

Открытый урок по русскому языку Тип урока: урок систематизации и совершенствования ЗУН. Вид урока: урок – игра. Автор - составитель: преподаватель русского языка и литературы Шуртыгина В.Н. РГОУ НПО «ПУ 14 г.Новочебоксарск»

Организационный момент Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке (мы будем работать в командах), поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте Закон поднятой руки. Итак, начинаем урок. И еще! Не забывайте о правильной осанке!

Назовите инструмент и действия, с помощью которого производят

Ответ Для затирки оштукатуренных поверхностей используются терки деревянные. Разравнивают штукатурный намет и окончательно заглаживают последний слой штукатурки с помощью деревянного полутерка длиной 700 или 1200мм Каучуковая терка Каучуковая терка

Назовите инструмент и действия, с помощью которого производят

Ответ Кельма (мастерок) "трапеция«, Кельма треугольная Кельма (мастерок) "трапеция«Кельма треугольная используются для кладки кирпича и нанесения штукатурных смесей При нанесении раствора на поверхность способом намазывания пользуются совком с качающейся ручкой конструкции И. П. Илюхина Штукатурная лопатка кельма штукатурная - состоит из тонкого стального полотна, ручки с коленом и черенка

Назовите инструмент и действия, с помощью которого производят

Ответ Правило Используют для выравнивания потолков и стен ( в том числе и гипсовых) при штукатурке и малярке. С помощью правила проверяют качество выполненных работ.

Что изображено на слайде? Навесной потолок

Что можно построить с помощью этих инструментов? Что можно построить с помощью этих инструментов?

Почему ученик допустил ошибку? Какие орфограммы он не знает? Мостерок затерать уравень провило нависной паталок прелесный дом чудестный дом Работа в командах

Правильные ответы мастерок затирать уровень правило навесной потолок прелестный дом чудесный дом Правописание проверяемых гл. корня слова Правописание чередующихся гл. корня слова Правописание проверяемых гл. корня слова Непроверяемая безударная гл. Правописание непроизносимых проверяемых согл. в корне слова

Сформулируйте тему урока Как Вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке?

Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Правописание согласных в корне слова

Ключевые слова Корень слова. Безударные гласные в корне слова. Глухие и звонкие, непроизносимые согласные в корне слова.

Эпиграф к уроку Зри в корень ( нар. мудрость )

Цель урока Закрепить умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, непроизносимые проверяемые согласные в корнях слов. Совершенствовать навык правописания слов с данными орфограммами.

Актуализация знаний Что такое корень слова? Почему нужно зрить в корень? Какие гласные в русском языке Вы знаете? Чем отличаются безударные гласные от ударных? Почему при написании слов с безударными гласными звуками возможны ошибки? В каких морфемах могут быть безударные гласные? Сколько согласных в русском языке? Назовите звонкие и глухие согласные?

Ответ Корень – это значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. 10 гласных букв: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и.

По какому принципу распределены согласные на группы? Б В Г Д Ж – всегда тв. З Й – только звонкий Л - только звонкий М - только звонкий Н - только звонкий Р - только звонкий П Ф К Т Ш – всегда тв. С Х – только глухой Ц - только глухой Щ - только глухой

Объяснение новой темы Анализ вариантов орфограмм «Безударные гласные корня, проверяемые ударением», «Непроверяемые безударные гласные», «Чередующиеся безударные гласные». Правописание непроизносимых проверяемых согласных.

Безударные гласные ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ Смотри условия выбора гласной в корне. а //о, е//и, а (я) // ем (им) См. табл. 1 Касаться 1. Запомни корни с чередованием гласных. 2. Гласные в них не проверяются ударением, а зависят от ударения. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ См. словарь Привилегия винегрет интеллигент ПРОВЕРЯЕМЫЕ 1. Определи значение слова (или корня). 2. Подбери к нему другую форму слова или однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением. Трясти-тряска

Алгоритм Выясни значение слова (или корня) Определи, к какой группе относится безударная гласная в корне слова: проверяемой, непроверяемой, чередующейся Выбери способ проверки гласной в корне

Тренировочное упражнение Выполните упр. 78 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».- М, «Просвещение», 1984, (стр ). Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.

Задание 1 1) спец…алист, р…комендация, изб…рательный 2) кр…терий, употр…бить, г…сударственный 3) т…рритория, оп…раться, предст…вление 4) мот…вировать, б…зироваться, произн…шение В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Ответ записывается на «фирменном бланке» и сдается жюри

Задание 2 Игра «Третий лишний» 1. Коситься, коснуться, касаться. 2. Прикосновение, коса, касательная. Исключите в каждом ряду «лишнее» слово. Объясните свой выбор.

Задание 3 Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни Уб…раю комнату – уб…ру комнату Отп…рать – замок – отп…реть замок Зам…реть от восторга – зам…рать от восторга Уд…рает без оглядки – уд…рет без оглядки Изл…гать - изл…жить П…лог Пл…вцы – попл…вок – выпл…вка – пл…вуны – пл…вать Сг…рать – сг…реть - з…гар – выг…рки Оз…рить – з…ря – з…ри Ск…кать – выск…чить – ск…чок - на ск…ку – ск…куны – ск…чите Разр…статься – возр…сли – выр…щенный – выр…сший – р…стение – р…сток Р…стовщик – отр…сль – Р…стов Тв…рец – тв…рь – утв…рь Обувь пром…кает – обм…кнуть кисть в краску – пром…кашка – непр…мокаемое пальто – вым…кнуть под дождем.

Задание 4 Изучите таблицу 3. Выполните упр. 151 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».- М, «Просвещение», 2007, (стр. 110). Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.

Задание 5 Веселая эстафета Выполнить упр. 154 из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».- М, «Просвещение», 2007, (стр ). Выписать на доску выделенные слова. Выходят по одному ученику от каждой команды. Затем объясняют свой выбор пропущенной буквы.

Задание 6 Какое из слов можно использовать в качестве проверочного? Сделайте вывод Прогл…тил (глотка, проглатывать); оп…здал (опаздывать, поздно); раскр…ить (кройка, раскраивать); ум…лчать (умалчивать, молча); стр…ительство (стройка, выстраивать); мор…зильник (мороз, размораживать); см…треть (смотр, рассматривать).

Задание 7 Игра «Корректор» 1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось. 2. И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась. 3. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась. 3. Луч, каждого, солнца, касался, цветка. 4. Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез. Составьте предложения

Задание 9 Игра «Взаимопроверка» Разбор слова по составу корить укор укоризна укоризненный безукоризненный безукоризненность

Проверочная работа (тест «Правописание гласных в корне слова») Первое задание Во всех словах строчки в корне пишется буква А 1) предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение; 2) пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение; 3) сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный; 4) погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь. Второе задание Во всех словах строчки в корне пишется буква И 1) разб..раю, обж..гать, изв..нить, ут..шать; 2) ф..олетовый, забл..стать, разв..вать (память), от..гощать; 3) расст..лаю, рассв..репеть, объед..нить, пал..садник; 4) соб..рать, сотр..сти, аккомпан..мент, разж..гать. Третье задание Во всех словах строчки в корне пишется буква А 1) к..рикатура, погл..щать, вопл..тить, тр..нслировать; 2) благосл..влять, спарт..киада, об..гащать, р..сток; 3) декл..рация, предпол..гать, п..норама, огл..шать; 4) уд..литься, об..няние, выр..щенный, спл..титься. Четвертое задание Во всех словах строчки в корне пишется буква А 1) безотл..гательный, заг..рать, пор..жать, к..рнавал; 2) прик..саться, преод..леть, раздр..жаться, распозн..вать; 3) предпол..гать, сост..влять, к..ммюнике, од..ренный; 4) декл..мация, отр..стить, нав..ждение, обн..житься. Пятое задание Во всех словах строчки в корне пишется буква А 1) пост..новление, п..лисадник, впеч..тление, ум..лять (то есть просить); 2) рест..врация, подр..сли, пост..мент, сост..влять; 3) прик..снуться, вопл..щение, нагром..ждать, отст..вать; 4) л..ндшафт, пред..нность, аккомп..нировать, укр..шать. Шестое задание Во всех словах строчки в корне пишется буква А 1) нав..ждение, пригл..шать, уг..сать, иде..логия; 2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация, прил..жение; 3) препод..вать, ф..нтазия, выр..сти, распростр..нять; 4) л..боратория, пол..гается, упр..щать, заг..релый.

Рефлексия Какие задания вам понравились больше всего? С какими заданиями вам было справиться легко? Какие оказались трудными?

Задание 8 « Говори правильно» аналог анафема апокалипсис без умолку бесовщина блокирование в обе щеки вероисповедание втридорога гусеница досыта договор Поставь ударение

Подведение итогов. Объявление оценок Команда «Согласные» Команда «Гласные»

Домашнее задание Составить текст на профессиональную тему, используя в нем слова на изученные правила ( предложений)

Рабочий момент урока