Это полное название произведения?
Цели урока: Обучающие: обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного, рассмотреть фольклорные стилеобразующие средства, их место и роль в произведении ( на примере I главы); Развивающие: совершенствовать литературоведческие знания о теме, идее, построении художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы; Воспитывающие: развитие интереса к прошлому нашей страны, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Обратите внимание на заголовок. К какому историческому времени относит М.Ю.Лермонтов своё произведение? Как вы думаете, почему в заглавии указаны два имени, а третьего нет? О чём говорит слово «Песня» в заглавии?
Исторические песни Труд Н.М. Карамзина Образ царя Я топор велю наточить-навострить. Палача велю одеть-нарядить. В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью… «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» «Но сей государь был тиран…»
Замечательный литературный критик В. Г. Белинский так объяснял выбор Лермонтовым темы «Песни про царя Ивана Васильевича…»: «Самый выбор предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностию и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
2. Каким представлен Иван Грозный в «Песне…»? а) Сильный и смелый государь. б) Это деспот, расправляющийся с людьми по своей воле. в) О нём нельзя судить, хороший он или плохой, так как он – царь, а значит, неподвластен, оценкам. 1. Какой признак делает «Песню...про купца Калашникова» похожей на произведение фольклора? а) Использование стихов без рифмы. б) Характеры героев. в) Использование фольклорных приёмов и образов. 3. Можно ли назвать Кирибеевича отрицательным персонажем? а) Да. б) Нет, так как он не щадил своей жизни. в) Отношение автора к Кирибеевичу неоднозначно.
2. Каким представлен Иван Грозный в «Песне…»? а) Сильный и смелый государь. (1) б) Это деспот, расправляющийся с людьми по своей воле.(2) в) О нём нельзя судить, хороший он или плохой, так как он – царь, а значит, неподвластен, оценкам. (0) 1. Какой признак делает «Песню...про купца Калашникова» похожей на произведение фольклора? а) Использование стихов без рифмы. (1) б) Характеры героев. (1) в) Использование фольклорных приёмов и образов. (2) 3. Можно ли назвать Кирибеевича отрицательным персонажем? а) Да. (2) б) Нет, так как он не щадил своей жизни. (0) в) Отношение автора к Кирибеевичу неоднозначно. (1)
Эпическая поэма, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далёкий ХVI век. Что вы знаете об Иване IV, опричнине? Послушаем сообщения учащихся.
Анализ первой части поэмы
1.Рассмотрите фольклорные черты в композиции «Песни…»: Найдите зачин, исход; определите тему и композиционную функцию каждой части, место и роль рефрена. Какую роль играет в «Песне…» образ гусляров? В чем проявляется цельность текста на композиционном уровне?
1.Определите фольклорные образные средства представлении героев «Песни…» : царя, опричника Кирибеевича: -постоянные эпитеты -сравнения -метафоры -гиперболу. 2. Какую роль играют эти средства в тексте? В чём проявляется их взаимодействие?
Пронаблюдайте: 1)Проявление и функции повторов в «Песне…»: предлогов, союзов, анафоры; 2)Употребление инверсии (обратного порядка слов) Сделайте вывод о связи этих средств с фольклорно-песенным характером текста.
Найдите в тексте архаичные фольклорные формы слов (деепричастия на –учи, -ючи; глаголы на –ти и ся после гласных; формы, отражающие особое произношение; краткие и усеченные формы); слова с уменьшительно- ласкательными и экспрессивными суффиксами. С чем связано их употребление в тексте? Проследите отражение в тексте характерного для фольклора числа три.
Выделите народно-поэтическую и разговорно-бытовую лексику, определите её роль в тексте. Найдите фразеологизмы и афористические выражения. Для чего они служат в «Песне…»?
Обратите внимание на «склад старинной речи»: на стихотворный ритм поэмы. В основном он определяется не равномерным чередованием ударных и безударных слогов, а определенным количеством ударений (трех или четырех) в одной стихотворной строке: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Вот нахмурил царь брови чёрные И навёл на него очи зоркие… «...В «Песне» Лермонтов ставил себе задачи гораздо более широкие, чем подражание старинному русскому эпосу. Прежде всего задачу проникновения в исторический характер эпохи, в быт и психологию нравов.
Заканчивается первая часть «Песни» признанием Кирибеевча, но не сказал он царю «правды истинной», утаил, что полюбил замужнюю женщину. Но разве сердцу прикажешь? Разве виноват Кирибеевич в своём чувстве? Ведь недаром просит отпустить его «в степи приволжские, на житье на вольное, на казацкое», ведь и Алёну Дмитриевну просит обнять его «хоть единый раз на прощание». Домашнее задание: Подумайте, какой ответ на этот вопрос даёт автор в тексте поэмы. Помог бы Кирибеевичу царь, если бы знал, что Алёна Дмитриевна – жена купца Калашникова?