Это полное название произведения?. Цели урока: Обучающие: обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного, рассмотреть фольклорные стилеобразующие средства,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чарушина Ирина Григорьевна Гимназия 1 г.Кирово-Чепецк 2007 г. Осмысление прошлого и настоящего.
Advertisements

Осмысление прошлого и настоящего. Н.М. Карамзин «История государства Российского» «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» Но.
Тема урока : «Взгляд в прошлое из настоящего» (по произведению М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Цель.
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней?
М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841). М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом.
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Иван IV Васильевич Грозный Великий князь московский с 1533 г. по 1584 г. …нельзя быть царю «без грозы»…
Михаил Юрьевич Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »
М. Ю Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Учитель: Елецкая Н.В.
Авторы: Ванюшин Егор Головцов Максим Смирнов Сергей © МОУ Брейтовской СОШ с.Брейтово 2011.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Исторические источники «Песни про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова Подготовила ученица 7ª класса МОУ Петровской СОШ Сауткина Лилия 2007.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
« Минувшее проходит предо мною…» Беседа по содержанию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» с.
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Образ И вана Г розного в художественных п роизведениях 19 века ( М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого ) Учитель МБОУ СОШ 7 Лифанова Е.А.
Транксрипт:

Это полное название произведения?

Цели урока: Обучающие: обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного, рассмотреть фольклорные стилеобразующие средства, их место и роль в произведении ( на примере I главы); Развивающие: совершенствовать литературоведческие знания о теме, идее, построении художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы; Воспитывающие: развитие интереса к прошлому нашей страны, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Обратите внимание на заголовок. К какому историческому времени относит М.Ю.Лермонтов своё произведение? Как вы думаете, почему в заглавии указаны два имени, а третьего нет? О чём говорит слово «Песня» в заглавии?

Исторические песни Труд Н.М. Карамзина Образ царя Я топор велю наточить-навострить. Палача велю одеть-нарядить. В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью… «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» «Но сей государь был тиран…»

Замечательный литературный критик В. Г. Белинский так объяснял выбор Лермонтовым темы «Песни про царя Ивана Васильевича…»: «Самый выбор предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностию и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».

2. Каким представлен Иван Грозный в «Песне…»? а) Сильный и смелый государь. б) Это деспот, расправляющийся с людьми по своей воле. в) О нём нельзя судить, хороший он или плохой, так как он – царь, а значит, неподвластен, оценкам. 1. Какой признак делает «Песню...про купца Калашникова» похожей на произведение фольклора? а) Использование стихов без рифмы. б) Характеры героев. в) Использование фольклорных приёмов и образов. 3. Можно ли назвать Кирибеевича отрицательным персонажем? а) Да. б) Нет, так как он не щадил своей жизни. в) Отношение автора к Кирибеевичу неоднозначно.

2. Каким представлен Иван Грозный в «Песне…»? а) Сильный и смелый государь. (1) б) Это деспот, расправляющийся с людьми по своей воле.(2) в) О нём нельзя судить, хороший он или плохой, так как он – царь, а значит, неподвластен, оценкам. (0) 1. Какой признак делает «Песню...про купца Калашникова» похожей на произведение фольклора? а) Использование стихов без рифмы. (1) б) Характеры героев. (1) в) Использование фольклорных приёмов и образов. (2) 3. Можно ли назвать Кирибеевича отрицательным персонажем? а) Да. (2) б) Нет, так как он не щадил своей жизни. (0) в) Отношение автора к Кирибеевичу неоднозначно. (1)

Эпическая поэма, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далёкий ХVI век. Что вы знаете об Иване IV, опричнине? Послушаем сообщения учащихся.

Анализ первой части поэмы

1.Рассмотрите фольклорные черты в композиции «Песни…»: Найдите зачин, исход; определите тему и композиционную функцию каждой части, место и роль рефрена. Какую роль играет в «Песне…» образ гусляров? В чем проявляется цельность текста на композиционном уровне?

1.Определите фольклорные образные средства представлении героев «Песни…» : царя, опричника Кирибеевича: -постоянные эпитеты -сравнения -метафоры -гиперболу. 2. Какую роль играют эти средства в тексте? В чём проявляется их взаимодействие?

Пронаблюдайте: 1)Проявление и функции повторов в «Песне…»: предлогов, союзов, анафоры; 2)Употребление инверсии (обратного порядка слов) Сделайте вывод о связи этих средств с фольклорно-песенным характером текста.

Найдите в тексте архаичные фольклорные формы слов (деепричастия на –учи, -ючи; глаголы на –ти и ся после гласных; формы, отражающие особое произношение; краткие и усеченные формы); слова с уменьшительно- ласкательными и экспрессивными суффиксами. С чем связано их употребление в тексте? Проследите отражение в тексте характерного для фольклора числа три.

Выделите народно-поэтическую и разговорно-бытовую лексику, определите её роль в тексте. Найдите фразеологизмы и афористические выражения. Для чего они служат в «Песне…»?

Обратите внимание на «склад старинной речи»: на стихотворный ритм поэмы. В основном он определяется не равномерным чередованием ударных и безударных слогов, а определенным количеством ударений (трех или четырех) в одной стихотворной строке: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Вот нахмурил царь брови чёрные И навёл на него очи зоркие… «...В «Песне» Лермонтов ставил себе задачи гораздо более широкие, чем подражание старинному русскому эпосу. Прежде всего задачу проникновения в исторический характер эпохи, в быт и психологию нравов.

Заканчивается первая часть «Песни» признанием Кирибеевча, но не сказал он царю «правды истинной», утаил, что полюбил замужнюю женщину. Но разве сердцу прикажешь? Разве виноват Кирибеевич в своём чувстве? Ведь недаром просит отпустить его «в степи приволжские, на житье на вольное, на казацкое», ведь и Алёну Дмитриевну просит обнять его «хоть единый раз на прощание». Домашнее задание: Подумайте, какой ответ на этот вопрос даёт автор в тексте поэмы. Помог бы Кирибеевичу царь, если бы знал, что Алёна Дмитриевна – жена купца Калашникова?