« Комедия « Ревизор » в контексте эпохи » Интегрированный урок для 8 класса. Учитель истории первой категории Яковлева В. Л. ГОУ гимназии 1590
Цель урока : Ввести учеников в мир эпохи, показав единство явлений и событий, единство творцов эпохи и их влияния на развитие общества, его нравственное состояние. Расширение и систематизация опорных знаний из истории и литературы. Изучение источника – общая платформа сближения предметных знаний. Творчество учащихся и активная познавательная деятельность.
Задачи урока : Формировать у учащихся представление о связи темы и формы художественного произведения с характером эпохи. Развивать навыки анализа исторического источника и литературного произведения. Отрабатывать различные виды деятельности учащихся на уроке. Способствовать формированию гражданского мировоззрения, нравственных идеалов, чувства долга перед Отечеством.
План урока : « Николаевская » эпоха и ее деятели. Изучение исторических источников и сопоставление с литературным произведением. Литературное произведение – его основная задача.
К нам едет ревизор ! Демонстрация знаменитой сцены из спектакля Малого театра
Премьере спектакля 19 апреля 1836 года Александринский театр: Городничий Сосницкий, Анна Андреевна Сосницкая, Марья Антоновна Асенкова, Ляпкин-Тяпкин Григорьев 1-й, Земляника Толченов, Бобчинский Мартынов, Хлестаков Дюр, Осип Афанасьев, Пошлёпкина Гусева.
«« Ну и пьеса ! Всем досталось, а мне более всех !»
Актуализация знаний по « Николаевской » эпохе
Опережающее задание. Какие факторы повлияли на деятельность Николая I
Основные направления внутренней политики Николая I.
Лента времени. События, происшедшие в России и биография Н. В. Гоголя в сопоставлении. До 1836 года.
В « Ревизоре » я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.»
Работа с документами по группам. Источник – свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя. Задание 1. Определить характер источника. Задание 2. Провести критический анализ. Задание 3. Определить как документы отражают эпоху. Задание 4. Привести соответствующие отрывки из комедии.
2.Из записок С.М.Соловьева, русского историка. 3.Из результатов ревизии 1842 года петербургского надворного суда. 4.Троцкий И.М. 3 Отделение при Николае 1. 5.А.Х. Бенкендорф. Из записок. 6.Адольф де Кюстин. Россия в 1839 году. 7.Из цензурного устава 1826 года 1.Из рескрипта Николая 1 от 19 августа 1827 года. В области просвещения. Перечень документов.
Погружение в историю. Какие цели ставил Петр I, вводя регламентацию чиновников. Что изменилось в эпоху Николая I
Просмотр эпизода комедии. В сцене «вранья Хлестакова» ярко отображено наблюдение из мемуаров Де Кюстина о нравственном облике чиновника.
Анализ явления « Мечты Анны Андреевны и городничего ». А мы еще и таланты.
Сцена объяснения Хлестакова Инсценировка учащихся.
Литературная часть урока. Просмотр эпизодов из спектакля, сцен, поставленных детьми Анализ эпизодов. Можно ли считать литературное произведение источником знаний по истории ? В чем главное предназначение литературы ? Есть ли герой в комедии ?
« Смех - благородное лицо » в комедии Н. В. Гоголя " Ревизор "
Ожидаемые результаты урока Высокая активность учащихся Умение применять полученные ранее знания Умение готовиться и работать самостоятельно, используя разные источники в т. ч. компьютерные программы. Умение сопоставлять и противопоставлять явления и факты. Проявление творческих способностей.