Свято-Троицкий (Святых Праведных Богоотец Иоаким и Анны) храм. Начало строительства храма год. (Сергей Акимович Мальцов.) Возведена церковь с одним престолом лишь в 1816 году. Она освящена во имя святых и праведных Богоотец Иоаким и Анны. В 1848 году пристроена тёплая трапеза (т.к. население города росло и в храме стало тесно).
В 1850 году освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Храм был весьма богато украшен и считался одним из лучших приходов епархии. Стены были живописно расписаны. В 1940 году властями города было принято решение о закрытии храма. Колокола были сняты, купол храма порушен. В 1941 году в церкви разместили мастерские стекольного техникума. В годах – продуктовый склад. В 1949 году - пожарная часть. ( Машин было мало, ездили больше на лошадях, и храм превратили в конюшню.) Пожарная часть просуществовала здесь до 80 – х годов, её сменила служба вневедомственной охраны. Возрождение храма началось с 1989 года. Церковь была переименована в Свято-Троицкую. Здание находилось в ужасном состоянии: в подвале стояла вода, настенные росписи были закрашены суриком и забелены, в стенах выбиты небольшие квартирные окошки и несколько гаражных ворот. Восстановлением храма занимались лучшие мастера Владимира, Загорска, Гусь- Хрустального. Сейчас это действующая церковь. С1991 года при храме действует воскресная школа, а с 1995года - Гусевское Духовное Училище.
Храм часовня святой Варвары Великомученицы. В 1756 году, как гласит народное предание, великомученицы Варвары. В честь этого явления на месте свершения чуда была возведена деревянная часовенка, а небольшая речушка с той поры стала называться Варваркой. С 1882 по 1885 год на месте деревянной часовенки возводят каменное здание изящной архитектуры. К сожалению, имя архитектора каменной часовни осталось неизвестным.
А через дорогу у источников возвели ещё одну небольшую часовню в честь Святой Троицы, которая получила название «Три ключика». Вода здесь была исключительна и использовалась жителями для бытовых нужд. В 1950 –х годах Свято –Троицкая часовенка была разрушена, но одна из соседних улиц получила название Ключевой. После революции в 1930 годах часовню святой Варвары закрыли, и в ней разместился пищеблок. Здесь стали варить сироп, делать детские леденцы – петушки, печь пряники. В 70 – годах прошлого столетия часовню отдали под гараж треста столовых. Святой источник был завален отходами, к старинному зданию пристроили ряд кирпичных хозяйственных строений. В 1991 году началось восстановление часовни.
Собор Святого Великомученика Георгия Победоносца. Идея строительства храма принадлежит Юрию Степановичу Нечаеву - Мальцову. Проект храма был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа. "В этот храм я "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений". Росписью храма занимался известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов
Работы по созданию храма продолжались 11 лет ( ). Юрий Степанович Нечаев - Мальцов.
Храм не похож на типовую провинциальную церковь В его облике соединились традиции и западноевропейской, и русской архитектуры. Средний неф храма, перекрытый двускатной крышей, поднимается над боковыми с односкатными покрытиями. Западная часть храма венчалась колокольней высотой 45 метров. Ей вторили 2 боковых (до нашего времени не сохранены). Трехшатровая композиция с запада перекликалась с тремя луковичными куполами в восточной алтарной части. Трехшатровая композиция Трехшатровая композиция с запада перекликалась с тремя луковичными куполами в восточной алтарной части.
Резьба по камню - характерная черта владимиро-суздальского зодчества веков.
В высокие щипцы крылец на южном и северном фасаде включены цветовыми пятнами мозаичные образа св. Георгия и евангелиста Иоанна. Да и само сочетание естественного цвета кирпича с белым цветом камня - известняка делает здание нарядным и изысканным.
К сожалению, не удалось сохранить иконостас главного алтаря храма ( был переплавлен во времена гонений на церковь).
Достоянием собора являются мозаичные композиции из цветной смальты: изображения великомученика Георгия и евангелиста Иоанна на фронтонах боковых крылец, а внутри хама, в главном алтаре - «О тебе радуется, благодатная.»
В наше время собор так же украшает шедевр мастера Васнецова В. М.- картина« Страшный суд», долгое время хранящаяся в музее Ленинграда.
В 1924 году в соборе прошли последние службы. В годы Советской власти в его здании размещался то Дворец спорта, то кинотеатр, то музыкальная школа. А с18 мая 1983года собор стал функционировать как Музей хрусталя. В 1996 году музею присвоено имя Мальцевых.