Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка. Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка. учитель НРМОУ «Салымская СОШ 1» учитель НРМОУ «Салымская СОШ 1» Голикова Н.В. Голикова Н.В.
Не урок готовых истин, а урок поиска истины. Сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Обычная школа учит отвечать. Школа развития учит спрашивать. Развивающий урок
Цель: Воспроизведение знаний Догматическая система Цель: Сознательное усвоение знаний Система наглядного обучения Цель: Готовность к саморазвитию Система развивающего обучения Основные этапы развития системы образования Схоластический метод Объяснительно- иллюстративный метод Деятельностный метод
Система наглядного обучения 1) Принцип деятельности 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостного представления о мире 3) Принцип целостного представления о мире 4) Принцип психологической комфортности 4) Принцип психологической комфортности 5) Принцип вариативности 5) Принцип вариативности 6) Принцип творчества 6) Принцип творчества 1) Принцип наглядности 1) Принцип наглядности 2) Принцип научности 2) Принцип научности 3) Принцип преемственности 3) Принцип преемственности 4) Принцип доступности 4) Принцип доступности 5) Принцип сознательного усвоения знаний 5) Принцип сознательного усвоения знаний Система развивающего обучения (Л.Г. Петерсон)
1)Самоопределение к деятельности 2)Актуализация знаний 3)Постановка учебной задачи 4)Построение проекта выхода из затруднения 5)Первичное закрепление во внешней речи 6)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7)Включение в систему знаний и повторение 8)Рефлексия деятельности (итог урока) (Л.Г. Петерсон) 1 2 ИКП 4 { Технология деятельностного метода
3) Постановка учебной задачи Выявление и фиксация причины затруднения. Постановка цели занятия, связанной с устранением причины затруднения 4) Построение проекта выхода из затруднения Построение нового способа действия на основе выбранного метода решения учебной задачи. Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия
. 5) Первичное закрепление во внешней речи Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием способа решения во внешней речи 6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий и их самопроверка по эталону.. Организация ситуации успеха
. 7) Включение в систему знаний и повторение Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения. Решение заданий на тренировку ранее изученных алгоритмов, с целью подготовки введения нового знания. 8) Рефлексия деятельности (итог урока) Самооценка детьми собственной деятельности. Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности. Цель дальнейшей деятельности.. Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия
Справка. Учебная задача Учебная задача Понятие введено Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым для системы РО Система ТО – решение учебно-практических задач Выведение обобщённого способа действий, принципа, закона. Выведение частных способов действий.
Учебная задача Ситуация, когда ученику надо что-то решить или сделать, а средств и способов у него нет. Точка пересечения педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности ученика в процессе взаимодействия.
Обучение русскому языку Накопление запаса лингвистических знаний Творческое использование языковых средств Решение познавательных задач
Признаки познавательных задач. (Н.А. Менчинская) Постановка перед учащимися цели. Учёт условий, необходимых для решения задач Применение соответствующих способов или приёмов решения
Затруднения. Определение языковой проблемы Выяснение достаточности языковых фактов Построение схемы рассуждений Формулировка доказательства Выбор мыслительных операций Формулировка выводов
Связный текст как средство построения ПЗ. К. Бальмонт «Безглагольность» Выделение грамматических основ двусоставных и односоставных предложений, их разграничение; Выделение грамматических основ двусоставных и односоставных предложений, их разграничение; Выяснение, почему предложение «Во всём утомленье, глухое, немое» - двусоставное; Выяснение, почему предложение «Во всём утомленье, глухое, немое» - двусоставное; Выделение двух групп односоставных предложений. Выделение двух групп односоставных предложений.
5-6 класс. Система познавательных задач. Что такое речь? Что такое предложение? Что такое речь? Что такое предложение? Что такое слово? Из чего оно состоит? Что такое слово? Из чего оно состоит? Что такое слог? Как разделить слово на слоги? Что такое слог? Как разделить слово на слоги? Что такое ударение? Как правильно поставить в слове ударение? Что такое ударение? Как правильно поставить в слове ударение? Почему безударные гласные в корне нужно проверять? Почему безударные гласные в корне нужно проверять? Что такое предмет? Что такое признак? Что такое действие? Что такое предмет? Что такое признак? Что такое действие? Что такое одушевлённость и неодушевлённость? Что такое одушевлённость и неодушевлённость? Что такое число? Что такое число? Что такое род? Что такое род? Что такое спряжение? Что такое лицо? Что такое спряжение? Что такое лицо? Что такое наклонение? Что такое наклонение?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. МЫШЛЕНИЕ – ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В ЭТОМ СОСТОИТ ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ.