Деепричастие – это…
Какие признаки глагола есть у деепричастия? Какие признаки глагола есть у деепричастия?
Какие общие черты у деепричастия и наречия? Какие общие черты у деепричастия и наречия?
Как пишется не с деепричастиями? Как пишется не с деепричастиями?
Что называется деепричастным оборотом? Что называется деепричастным оборотом?
Какие формы глагола образованы от основы глагола настоящего времени? Какие формы глагола образованы от основы глагола настоящего времени?
Как образуются деепричастия совершенного вида? Как образуются деепричастия совершенного вида?
Какими членами предложения являются деепричастие и деепричастный оборот?
Есть ли общие грамматические признаки у причастия и деепричастия? Есть ли общие грамматические признаки у причастия и деепричастия?
А в чем их различие? А в чем их различие?
Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в желтой обложке, с картинками. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро она утомилась следить за рассказом и стала рассматривать гостей, незаметно для сына и для них. Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех. Наташа, низко наклоняясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головой и понизив голос, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей. Хохол навалился широко грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел на стуле прямо, упираясь ладонями в колени, и его рябое лицо без бровей, с тонкими губами, было неподвижно, как маска. Не мигая узкими глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди самовара, маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо. (М.Горький) 1. Найдите деепричастие. Почему вы решили, что это деепричастия? Докажите. 2. Посмотрите еще раз на начало текста. О каких действиях Наташи здесь говорится? А матери? Как описываются их действия? Какое средство языка для этого используется?
(Не) взявшись за топор, избы не срубишь. (Не) зная броду, не суйся в воду. (Не) берись лапти плести, не надравши лыка. (Не) накормив лошадь, далеко не уедешь. (Не) поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. (Не) пригож лицом, а хорош умом.
Записать предложения, предварительно исправив ошибки. Вася, вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать. Я, взяв рюкзак, и надел кеды. Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил.
Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов. Море грозно шумело и волны яростно бились о берег. Малыш напевал и хлопал в ладоши. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.