Немного о цвете для теоретиков и практиков
Ахроматические (бесцветные) не имеют цвета и отличаются друг от друга только по тону. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по тональности до переходных оттенков от белого к черному цвету. На простом примере легко убедиться, как отличаются друг от друга ахроматические цвета по светлоте. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса и белил (гуашь, темпера, масло), то окажется, что одни из них светлее, чем другие. Черные цвета тоже неодинаковы, например, черный бархат темнее черного сукна, а черное сукно темнее черного ситца. Но больше всего градаций дают многочисленные серые тона. Остальные цвета в отличие от ахроматических называются цветными, или хроматическими.
Цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость. Насыщенностью называется степень выраженности цветового оттенка, степень отличия его от серого. Нулевую насыщенность имеют ахроматические цвета. Примерами малой насыщенности цвета могут служить выгоревшая ткань, предметы, видимые сквозь туман или дым. Сильно насыщенным цветом обладает зелень молодой травы под лучами солнца, новые краски в коробке, спелый помидор.
Колорит – общий цветовой и тональный строй картины (предмета, интерьера). Лучшее понимание колорита складывается при наблюдении природных явлений. Сумерки окрашивают все предметы в синие тона, гася теплые и высвечивая холодные оттенки. Закатные лучи солнца окутывают пейзаж в теплые цвета. Зимний пейзаж построен на нюансах теплых и холодных цветов. Солнечный летний пейзаж изобилует контрастами, в которых все же существует гармония цвета. Колорит – общий цветовой и тональный строй картины (предмета, интерьера). Лучшее понимание колорита складывается при наблюдении природных явлений. Сумерки окрашивают все предметы в синие тона, гася теплые и высвечивая холодные оттенки. Закатные лучи солнца окутывают пейзаж в теплые цвета. Зимний пейзаж построен на нюансах теплых и холодных цветов. Солнечный летний пейзаж изобилует контрастами, в которых все же существует гармония цвета.
Большой контраст составляют цвета, находящиеся на противоположных диаметрах цветового круга: красный-зеленый, оранжевый - синий. Малый контраст – цвета, находящиеся под углом 90 градусов друг к другу. Гармония цветов – цветовое равновесие.
Гармония двух родственных и одного контрастного цвета. Цвета расположены в углах равнобедренного треугольника, вписанного в круг.
Гармония родственно-контрастных цветов – сочетание цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга.
Т е т р а д ы
Савилова Лена. Ограниченная палитра.
Савилова Лена.
Носова Оксана
Влад Шутарев
Шутарев Влад. Коллаж. Тетрада цветов.
Ира Ткаченко. Взаимодополнительные цвета.
Долгинова Елизавета
Тумасьева Аделя
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Автор презентации : учитель изобразительного искусства Ирина Геннадьевна Бацких В презентации использованы работы учащихся Центра образования 1089 « Коллаж » города Москвы, студентов МХПИ Алексея Егорова, сайт