Общаться с ребенком: как? Правила общения с подростками Подготовила педагог-психолог МОУ «Углянская СОШ» Гладнева Ю.В.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА 13 и 14 лет 13 и 14 лет ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ постоянное давление со стороны взрослых постоянное давление со стороны взрослых чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников
Проблема 1. "Мой ребенок меня не СЛЫШИТ" Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо. Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо. Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Правило 4. ПОМНИТЕ о эмоциональной нестабильности ребенка. Правило 4. ПОМНИТЕ о эмоциональной нестабильности ребенка. Правило 5. Убедитесь, что он смотрит на вас. Правило 5. Убедитесь, что он смотрит на вас. Правило 6. Делайте предупреждения. Правило 6. Делайте предупреждения.
Проблема 2. "Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН" Психологическая причина подобного поведения: Ребенок-подросток еще не может пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потерял те преимущества, которые у него были в детстве.
Правила Правило 1. Сразу же укажите ему на это, направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Правило 1. Сразу же укажите ему на это, направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных. Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных. Правило 3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Правило 3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Правило 4. Не вступайте в пререкания. Дети- подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Правило 4. Не вступайте в пререкания. Дети- подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Правило 5. Делайте ему замечание только с глазу на глаз. Правило 5. Делайте ему замечание только с глазу на глаз.
Проблема 3. "Мой ребенок все время врет" Причина: В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от родителей. В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от родителей. В общении со сверстниками - чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. В общении со сверстниками - чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности.
Правила Правило 1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Правило 1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Правило 2. Попробуйте выявить возможные причины обмана. Правило 2. Попробуйте выявить возможные причины обмана. Правило 3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа. Правило 3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа. Правило 4. Старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Правило 4. Старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Правило 5. Введите "штраф" за ложь – пусть пишет извинения. Правило 5. Введите "штраф" за ложь – пусть пишет извинения.
Проблема 4. "Постоянное стремление к власти" Психологическая причина: вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой.
Правила Правило 1 Тщательно разберитесь в поведении подростка. Правило 1 Тщательно разберитесь в поведении подростка. Правило 2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его. Правило 2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его. Правило 3. Командирам надо дать понять, что их поведение - неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Правило 3. Командирам надо дать понять, что их поведение - неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Правило 4. Объясните, что нужно соблюдать очередность. Правило 4. Объясните, что нужно соблюдать очередность. Правило 5. Брать на себя ответственность за свои команды. Правило 5. Брать на себя ответственность за свои команды.
Если … Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Станьте для своего ребенка другом!