«Орнаменты народов Севера. Виды отделки одежды» Автор : Жиркова Дарья Владимировна Учитель технологии МОУ « Средняя общеобразовательная школа 37 » г. Норильск 2008
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…. В.А. Сухомлинский
Введение Среди многоцветья летней тундры и зимнего белого безмолвия испокон веков живут маленькие, но талантливые народы: ненцы, нганасаны и долганы. Исторически сложившееся их совместное проживание на одной территории определило сходные черты их бытового уклада, традиционного искусства, которые решили одну важнейшую задачу – соединить в предмете воедино пользу и красоту.
Цель: Формирование художественной культуры, развитие творчества при изучении декоративно - прикладного искусства народов Севера. Задачи: познакомить с традиционной художественной культурой; рассмотреть орнаментальную отделку одежды; изучить особенности традиционной одежды ненцев, энцев, нганасан, эвенков, долган.
Основополагающий вопрос Развитие творчества через изучение узоров народов Севера Темы учебной программы: 1.Традиционная художественная культура. 2.Знакомство с декоративно – прикладным искусством народов Севера. 3.Особенности орнаментальной отделки одежды. 4.Использование природных и художественных материалов в одежде. 5. Использование языка дизайна.
Проблемы самостоятельных исследований: 1. Какие народы населяют регион? 2. Каковы художественные традиции? 3. Художественно – конструктивные работы дизайн предмета, костюма, одежды). 4. Многообразие зимней одежды. 5. Сходство и различие орнаментальной отделки. 6. Развитие творчества через изучение узоров народов Севера. 7. Как соединить в предмете воедино пользу и красоту?
Дидактические цели: Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в изменяющихся социально-экономических условиях; Формирование познавательного интереса к народной культуре Севера; Приобретение навыков самостоятельной работы; Введение регионального компонента в учебную программу по технологии; Методические задачи: Познакомить с народами крайнего Севера ; Использовать орнамент в различных изделиях; Развить кругозор, творческое воображение; Продолжить воспитание художественного вкуса, интереса к национальной культуре; Повышение качества знаний, умений, навыков.
Этапы и сроки проведения. Подготовительный этап: «Творческая мастерская». Введение учащихся в проблему «Орнаменты народов Севера. Виды отделки одежды». Распределение учащихся на группы. «Творческая мастерская». Учащиеся распределяют: работу в творческих мастерских; работу в группах и индивидуально (обсуждение плана работы).
Создание дидактической базы УМК Вопросы «круглого стола». Инструкционные карты. Физкультминутка. «Упражнения для глаз». Тест. Краткий словарь Сопровождающие материалы текст Разработка урока
Самостоятельные исследования учащихся Долганы
Долганы
Ненцы
Нганасаны
Шапка шамана
Информационные ресурсы Печатные источники: Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия. – М., 1999; Грибак Л.С. Декоративно - прикладное искусство народов Коми.- М., Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник - М.,1963. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. - М., Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера. - М., Орнамент народов Таймыра./Л. Калабухова. – М., Попов А.А. Долганы // Народы Сибири. - М., Северная эциклопедия. – М.: Европейские издания, Северные узоры. Петрозаводск, 1989.
Контактная информация Жиркова Дарья Владимировна учитель технологии г. Норильск, р-н Кайеркан, Первомайская тел. ( 3919 )