Образовательный проект Автор проекта: Белоголова Ю. В. – старший воспитатель МДОУ 52 г. Красноярска
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Дети и воспитатели I младшей группы МДОУ 52
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА О качестве образования, особенно когда речь идет о МДОУ, можно говорить только тогда, когда в образовательном процессе доминирует развивающее обучение
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях искусственно разделена на несколько составляющих
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В педагогической практике недостаточно разработаны подходы обучения с позиции развивающей предметно- двигательной среды ребенка
ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ Полноценное формирование ключевых компетенций детей младшего дошкольного возраста неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией чувственных и двигательных центров нервной системы и анализаторов
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Разработка и внедрение в образовательный процесс МДОУ системы упражнений и занятий по сенсомоторному развитию детей
ПРОЕКТ ОСНОВАН на принципах: Принцип системного подхода Принцип позитивности Принцип духовности Принцип целостности развития Принцип природосообразности
Новизной замысла является: Сопоставление закономерностей филогенетического и онтогенетического развития человека Введение в систему работы понятия оптимального двигательного стереотипа Выстраивание образовательной деятельности с учетом базовых факторов развития, специфичных для развития ребенка
ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1. Анализ теоретического материала по проблеме сенсомоторного развития детей
ЭТАПЫ ПРОЕКТА 2. Изучение уровня сенсомоторных компетенций у детей младшего дошкольного возраста
ЭТАПЫ ПРОЕКТА 3. Разработка системы упражнений и занятий по сенсомоторному развитию детей
ЭТАПЫ ПРОЕКТА 4. Анализ эффективности проекта 5. Внедрение системы упражнений и занятий по сенсомоторному развитию детей
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Учение А.А. Волохова о врожденных и приобретенных формах двигательной и рефлекторной активности человека
Научное знание о том, что двигательная активность во многом определяет развитие как нервной системы ребенка так и всего организма (Н.А.Вержбинская)
Представление о том, что базовыми факторами сенсомоторного развития являются: - модально-спецефические, связанные с органами чувств; - кинестетические; - произвольной регуляции; - межполушарного взаимодействия. (И.К. Шилкова)
Представление о базовых сенсомоторных техниках, основанных на: Зрительно-моторной координации Слухомоторной координации Вестибулярно-моторной координации Обонятельно-моторная координации (И.К. Шилкова)
Представление о том, что господствующей психической функцией в дошкольном возрасте (особенно до 3 лет) является восприятие – чувственное познание мира, что побуждает ребенка к активному инициативному действию… (Л.С. Выготский)
Учение о компетентностном подходе к образованию (С.В. Никитина)
Изучение уровня сформированности сенсомоторных качеств у детей
Зрительно-моторная координация фокусировка взгляда на оба глаза, ясное видение; возможность движений глаз относительно головы; сопоставление движений тела зрительным сигналам
Слухомоторная координация источник звука вызывает у ребенка координацию поворота головы и глаз; источник звука вызывает у ребенка «прислушивание»; источник звука вызывает установочные движения всего тела.
Вестибулярно-моторная координация способность поддерживать статику собственного тела; способность выполнять элементарные движения; способность выполнять произвольные движения относительно заданных условий
Обонятельно-моторная координация источник запаха вызывает у ребенка координацию тела; источник запаха вызывает у ребенка обонятельное внимание; источник запаха вызывает мыслительные действия.
Анализ уровня сформированности сенсомоторных качеств показал:
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитатель при построении образовательного процесса: создает условия для сохранения здоровья ребенка; создает благоприятные условия для пребывания детей в группе; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно- познавательную деятельность;
Воспитатель при построении образовательного процесса: создает условия для обогащения сенсорного опыта ребенка, обогащения его чувственных интересов; предоставляет возможность детям получать информацию из разных источников.
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Блок специально организованного обучения в форме занятии Блок совместной деятельности воспитателя с детьми Блок свободной самостоятельной деятельности
Изучение результативности
Показателями и индикаторами успешности развития ребенка, а значит и результативности проекта можно судить по уровню сформированных ключевых компетенций у детей
К ключевым компетенциям младшего дошкольного возраста относится: Начальная социальная компетентность; Начальная коммуникативная компетентность; Начальная деятельностная компетентность; Начальная информационная компетентность; Начальная здоровьесберегающая компетентность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Оптимальный уровень сформированности ключевых компетенций у детей младшего дошкольного возраста Разработка и внедрение проекта в образовательный процесс всех возрастных групп
РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА отсутствие квалифицированной экспертизы авторских разработок; отсутствие механизма коррекции проекта.