Технологии личностно-ориентированного урока «Познай и сотвори себя»
Классификация педагогических технологий 1.По уровню применения выделяются технологии общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии. 2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и другие разновидности. 3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические. 4. По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие, а также малораспространенные технологии лингвистического программирования и суггестивные. 5. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные общеобразовательные и профессионально- ориентированные, гуманитарные и технократические, отраслевые, частно-предметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии), проникающие.
6.По типу организации и управления познавательной деятельностью: авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным» субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик»; дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения учителя и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства; личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка является в данной технологии целью образовательной системы. Такие технологии называют также антропоцентрическими; гуманно-личностные технологии отличаются психотерапевтической на- правленностью на поддержку личности, помощь ей, они основаны на уважении и любви к ребенку, вере в его творческие силы, они отвергают принуждение; технологии сотрудничества основаны на равенстве, партнерстве в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка; технологии свободного воспитания предоставляют ребенку свободу выбора в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок идет к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия; эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (не- осознаваемом, подсознательном знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить"
Основные технологические этапы проективных действий педагога 1.подготовительная работа (анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, теоретическое, методическое, пространственно-временное, материально-техническое, правовое обеспечение проектирования); 2.разработка проекта (выбор системнообразующего фактора, установление связи и зависимости компонентов, написание документа); 3.проверка качества проекта (мысленное экспериментирование применения проекта, экспертная оценка проекта, принятие решения об использовании проекта)
Типологические признаки проекта: 1.по доминирующей деятельности – смешанный тип, т.к. его реализация требует объединить все виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую, ролевую и практико-ориентированную. 2.по предметно-содержательной области – монопроект, ибо предусматривает применение знаний литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и др. областей 3.по характеру координации проект открытый, т.к. учитель ненавязчиво направляет работу его участников, организует отдельные этапы проекта, деятельность исполнителей. 4.по характеру контактов – внутренний (проект организуется внутри одного класса) 5.по количеству участников проекта – групповой. 6.по продолжительности выполнения – краткосрочный, т.к. занимает 2 урока.
Основные требования к личностно- ориентированному уроку Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения этой цели: использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока: наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих заданий; применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность; при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Памятка
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью 1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. 2.Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. 3.Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). 4.Использование проблемных творческих заданий. 5.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий. 6.Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. 7.Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. 8.Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. 9.При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.