Методика формирования количественных представлений в средней группе с использованием ведущего вида деятельности- игры Составитель: Титова Н.Ф.
Особенности формирования количественных представлений Формирование представлении о числе как общем свойстве разнообразных множеств; овладение приемами и правилами счета; знакомство с образованием чисел в пределах 5; сравнение множеств как без счета так и в сочетании со счетом; определение порядка следования предметов; овладение словами и выражениями, выражение в речи не только результата, но и способа получения результата
Задачи, решаемые воспитателем 1. Формировать умения считать предметы, развивать представления о числе 2. Обучать сравнению множеств для определения равенства или неравенства по числу
1. Формировать умения считать предметы, развивать представления о числе Структурные компоненты счета как деятельности: цель (выразить количество предметов числом) средства достижения (процесс счета); результат (итоговое число)
Этапы периода обучения счету 1.Ознакомление детей с назначением счета, обучение умению отвечать на вопрос «сколько?». 2.Формирование счетных умений, знакомство с образованием числа
План знакомства с образованием чисел в пределах 5 1. Берутся 2 группы предметов и сравниваются по количеству (поровну, одинаково, столько же) 2. Добавляется 1 предмет 3. Выясняется, чего больше, чего меньше? 4. Что необходимо сделать, чтобы узнать, сколько стало? 5. Демонстрируется способ счета. 6. Выясняется, какое число получили, как получили? 7. *Обозначение числа цифрой 8. Вновь сравниваются совокупности предметов 9. Сравниваются числа
Правила счета 1. Показывать рукой предметы, начиная слева направо. 2. Одновременно называть последовательно числа. 3. Первый в ряду предмет соотносить с числом один (а не раз). 4. После названия числа, соответствующего последнему предмету, важно круговым движением рукой обобщить, ответив на вопрос «сколько?». 5. Числа называть четко, строго в порядке следования, а сами пересчитываемые предметы не называть. 6. Назвать предметы следует лишь при подведении итога счета.
1. Формировать умения считать предметы, развивать представления о числе Упражнять детей в получении числа из большего вычитанием одного. Познакомить с порядковым счетом. Упражнять в сосчитывании звуков, движений, предметов по осязанию. Познакомить с приемом отсчитывания. Продолжить работу по формированию представлений о независимости числа предметов от несущественных признаков
Примеры игр «Найди и сосчитай» «В лес пошли, грибы нашли» «Расставь цветы в вазы» «Разложи по столько» «Помоги почтальону Печкину» «Который по счету?» «Покажи, сколько?» «Волшебный мешочек» и т.д.
2. Обучать сравнению множеств для определения равенства или неравенства по числу Познакомить с новым способом сравнения множеств с помощью предметов заменителей, с помощью проведения линий от одного предмета к другому. Учить определять количество предметов во 2 группе не считая, если установлено соответствие множеств. Приучать понимать взаимосвязь между отношениями «больше» и «меньше». Осуществить переход от сравнения множеств к сравнению чисел. Учить сравнивать предметы, расположенные по- разному.
Примеры игр «Чего больше?» «Чего меньше?» «Разложи по команде» «Нарисуй столько же» «Обведи больше, чем…» и т.д.
Требования к уровню подготовки К концу года дети могут: считать в пределах 5 (количественный и порядковый счет); отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?»; сравнивать две группы предметов по количеству, используя наложение, приложение, составление пар, предметы заменители, число; понять, что число не зависит от величины предметов, его составляющих, цвета, их расположения.