Использование мнемотаблиц и тактильных дощечек в обучении старших дошкольников с нарушением зрения Выполнила воспитатель МДОУ «ЦРР Д/С 132» группы 7 «Дружные путешественники» Романченко Е.Х. г.Магнитогорск ( )
Понятие мнемотехники Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с ее использованием – развитие: памяти(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной),мышления, внимания, воображения. Основа обучения -развитие творческого познания.
Актуальность применения мнемотехники- использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее образуя единое целое. Задачи использования мнемотехники -развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие умения перекодирования информации(преобразование из абстрактных символов в образы);развитие речи; развитие мелкой моторики кисти руки при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы использования мнемотаблиц: Этап 1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2-Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3-После перекодировки осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап 4-Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5-Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Что можно изображать в таблице: схематически возможно изображение главных героев сказки; явлений природы; понятных детям действий; предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно- белом изображении.
Размер мнемотаблиц для детей с нарушением зрения мы рекомендуем форматом А4.
Использование тактильных дощечек. Цель-развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения. Материал для тактильных дощечек: мех(натуральный и искусственный), фольга, воск от свечи, разнообразная ткань, спички, крупа,веревки, шнурки и т.д.
Этапы работы по тактильным дощечкам Этап 1 - Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза. Этап 2 - Вложить в руку ребенка тактильную дощечку с установкой ее потрогать. Этап 4 - Дать установку ребенку, чтобы он открыл глаза и еще раз пощупал (погладил) дощечку уже с открытыми глазами. Этап 3 - Спросить у ребенка, что это ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, медведя, зубастого волка, колючего ежа).
Рекомендации по применению мнемотехники: в коррекционно- развивающих играх и упражнениях (по заданиям специалистов - дефектолога, логопеда); в занятиях: по ознакомлению с окружающим; в по развитию речи; в самостоятельной художественной и игровой деятельности детей (мнемотаблицы находятся в доступном детям месте, например, в « Уголке школьника»).
Литература Большева Т.В.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие.2-е изд. испр.- СПБ.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. «Программы детского сада для детей с нарушением зрения четвертого вида» под редакцией Плаксиной Л.И. Москва «ГороД» 1999.