Урок внеклассного чтения «История одной жизни» (по произведению Ф.А.Абрамова «Жила –была сёмужка»)
План урока: 1.Чтение – труд глаз, мозга и сердца. 2.Ф.А.Абрамов – автор произведения. 3.История создания произведения. 4.Жанр произведения. 5.История жизни Красавки. 6.«Давайте подумаем
«Я родился в красивейшем месте России… В краю белых ночей и бескрайних лесов, к сожалению, ныне немало поределых. В краю былин и сказок…» (Ф.Абрамов) Фёдор Александрович Абрамов (1920 – 1983)
История создания произведения - Толчком к созданию произведения послужило летнее путешествие 1960 года на родном Пинежье по рекам Юле и Юрасу с другом-земляком М.Щербаковым. «Повесть была задумана, как философское произведение о смысле жизни, о поисках ответа на вопрос, как жить, словом – о выборе пути и о трагизме бытия» (Л.В.Крутикова-Абрамова, жена писателя)
Жанр произведения - При первой публикации «Жила – была сёмужка» («Звезда», 1962, 4) входила в цикл рассказов «На северной земле» с подзаголовком «Северная быль». Затем подзаголовки менялись: «История одной жизни», «Северная сказка». - Какой из них вы предпочли бы и почему? -Можно ли назвать это произведение сказкой? «Жила – была сёмужка» - единственная сказка Фёдора Абрамова.
Тема урока «История одной жизни» - подзаголовок сказки. - В чём его смысл? - Какие нравственные проблемы поднимает автор в сказке?
История жизни Красавки Красавка – главная героиня, маленькая рыбка, сеголетка. - Какой видит её автор? На протяжении всего произведения автор сравнивает Красавку с девочкой: храбрая девочкаглупая девчонка хорошая товарка безрассудная девчонкасопливая девчонка
Цитатный план: 1 глава «Ей нравилось житьё на весёлой быстринке» «Зачем пошла сёмга в море? И что такое море?»
2 глава «Пришла пора большой духоты» «… Ночи стали ещё длиннее и тоскливее. Сверху целыми днями сыпались белые хлопья. На реке выросла мохнатая ледяная шуга. Куда девалось солнце? Вокруг поговаривали, что так бывает каждый раз, когда от них уходит сёмга. Неужели она унесла с собой солнце? О, это было бы жестоко, слишком жестоко! Рыбы присмирели, притихли, стали вялыми и неподвижными. Многие из них перекочевали к порогу – там ещё играла вода и было легче дышать. Но вот и порог заковало льдом. В реке воцарилась сплошная ночь…» «Ура! К нам идёт сёмга!»
3 глава «Нет, она не может больше оставаться в реке. Будь что будет!» «Море! Как хорошо!»
4 глава «…Одна в целом море…»
5 глава «Море любит сильных!» «Закон великого Лоха» - Почему Красавке «стало нестерпимо стыдно за свою мелочную, эгоистичную жизнь? - Как вы понимаете суть закона Лоха?
6 глава «О, великий Лох! Я старалась жить по твоему закону»
Давайте подумаем… Фёдор Абрамов мучительно переживал смерть близких людей и не раз возвращался к вопросам, постоянно терзавшим его душу: зачем мы живём, если всё заканчивается смертью? Почему нередко гибнут безвременно лучшие люди? - О чём заставляет задуматься сказка?