ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ ЧАПЛЫГИНСКИЙ РАЙОН МОУ СОШ П.РОЩИНСКИЙ Урок русского языка в 8 классе по теме: « Приложение» Учитель: Титкова О. А г.
ЦЕЛИ УРОКА Образовательные: дать понятие о приложении как разновидности определения, познакомить с правилами правописания приложений с определенными словами. Развивающие: способствовать развитию творческого мышления через выполнение определенных заданий.
Подготовка к объяснению нового материала Громадный город Боец пехоты Героический народ - Прочитайте словосочетания. Определите, где главное и зависимое слова. Каким членом предложения является зависимое слово? - Что вы можете сказать об определении? В каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком несогласованное?
Объяснение нового материала Громадный город громада - город Громадный город громада - город Боец пехоты боец – пехотинец Боец пехоты боец – пехотинец Героический народ герой – народ Героический народ герой – народ -Какой частью речи выражены определения во второй части таблицы? -В чем особенность этих определений? ВЫВОД: такие определения называются ПРИЛОЖЕНИЯМИ. ПРИЛОЖЕНИЯМИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложение может обозначать: 1.Собственное наименование (название газет, журналов, организаций и т. д. ) Например: газета «Раненбургский вестник».
1.Различные качества предмета Я должен был подготовить генеральского сынка – бал- беса к экзаменам. 2.Возраст Егерь – старик помог нам выйти из леса. 3.Националь-ность Друг – украинец пригласил меня в гости. 4.Профессию Агроном Коваленко приехал в колхоз совсем недавно.
КАКОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИЗ ЗАПИСАННЫХ НА ДОСКЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЛОЖЕНИЕМ? 1) Сестра Виктория. 2) Водопад Виктория. -В каком роде будет употребляться сказуемое - глагол «быть» в прошедшем времени, если составить с этими словосочетаниями предложение?
Закрепление материала Устное комментирование примеров. 1)Чижа захлопнула злодейка – западня. 2)Жил в хижине бедняк – сапожник. 3)Поэт Н.А.Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги. на берегу реки Волги. 4)Над Москвой – рекой.
Самодиктант -Прочитайте текст стихотворения. Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка – скромница И ромашковый бугор…
Задания к самодиктанту. -Запишите текст по памяти. -Запишите текст по памяти. -Найдите и выделите в тексте все определения и приложения, над определениями укажите, согласованные они или несогласованные. -Проверьте, как вы записали текст.
Творческое задание -Перепишите предложения, заменяя согласованные определения приложениями. 1.Навстречу нам вышел (старый) сторож. 2.Сразу полюбилась добру молодцу (красивая) девица. 3.Ночевала тучка золотая на груди (огромного) утеса. 4.Откуда эта (громобойная) пушка.
Объяснительный диктант -Запишите предложения, подчеркните приложения и определяемые слова. -Укажите падеж определяемого слова и приложения. Почему в одном случае падеж совпадает, а в другом нет? Скоро в издательстве «Знание» вышел мой первый роман «Поединок».(А.Куприн)
Подведение итогов урока. - Что называется приложением? -Какими именами существительными оно может выражаться? -Что будет являться приложением при сочетании нариц. и собств. сущ – х, если собственное имя сущ – е называет лицо? -А если имя собственное называет предмет? -В каких случаях при приложении употребляется дефис?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ У § 176, упр. 161.