Словообразование деепричастий
Закончи фразу
1.Деепричастие – это самостоятельная часть речи, 2. которая обозначает … добавочное действие. 2. Деепричастие отвечает на вопросы… что делая? что сделав? как? каким образом? почему? и др. 3. Деепричастие объединяет признаки… глагола и наречия. 4. Наречные признаки – это … неизменяемость, зависимость от глагола- сказуемого, в предложении - обстоятельство. 5. Глагольные признаки деепричастия – это… возвратность-невозвратность, вид.
6. Деепричастие, объединяя признаки глагола и наречия, показывает, … каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. 7. Из морфем в составе деепричастия отсутствует … окончание. 8. Деепричастный оборот – это … деепричастие с зависимыми словами. 9. Деепричастный оборот на письме … всегда выделяется запятыми. 10.НЕ с деепричастиями пишется …. раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется.
Проверим домашнее задание А на город уже выступало неприятельское войско, гремя (несов.в.) в литавры и трубы. Подбоченясь(сов.в.), выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, Грозя (несов.в.), нацеливаясь (несов.в.) пищалями, сверкая (несов.в.) очами и блеща (несов.в.) медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя (сов.в.) дух. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Словообразование деепричастий Что дела[й-а]? Что сдела-в? Основа глагола настоящего времени несовершенного вида Основа инфинитива совершенного вида работа[й-у]т, сид-ат поработа-ть, посиде-ть Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида работа[й-а], сид-а поработа-в, посиде-в
Запомни! Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов: с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут; с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут; с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут; с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут; с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут
Решаем лингвистические задачи Собирая – собирают = Х (Х= -а) Собирая – собирают = Х (Х= -а) Х – я = петь Х – я = петь Завертеться + Х = завертевшись Завертеться + Х = завертевшись Шеломя – я = Х Шеломя – я = Х
Самостоятельная работа Задание. Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти. Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти. Несовершенный вид Совершенный вид
Кто быстрее? Образуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид Образуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид несов.в. несов.в. Образец: верить (во что?) – вер-ящ-ий в победу, вер-я в победу. Беспокоиться (о чём?), тревожиться (за кого?), уверить (в чём?), управлять (чем?), победить (кого?), страдать (от чего?).
Работаем корректорами Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Рассевшись по машинам, заревел мотор. Рассевшись по машинам, заревел мотор. Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок. Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок. Катаясь на лодке, луна навевала грусть. Катаясь на лодке, луна навевала грусть. Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь. Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
Подведём итоги урока Что вы сегодня узнали нового на уроке? Что вы сегодня узнали нового на уроке? От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида? При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?
Домашнее задание Т § 144, упр. 929 из книги «Русский язык: Сборник заданий. 6 – 7 классы» Т § 144, упр. 929 из книги «Русский язык: Сборник заданий. 6 – 7 классы»