Словообразование деепричастий. Закончи фразу 1.Деепричастие – это самостоятельная часть речи, 2. которая обозначает … добавочное действие. 2. Деепричастие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказка о Пуговице Шёл человек по дороге и потерял пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и,
Advertisements

Деепричастие как часть речи Урок в 7 классе Баранова Наталья Владимировна, Учитель русского языка и литературы Молчановский р-н, МОУ МСОШ 1.
Деепричастие как особая форма глагола УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ. О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещения дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг. А. С.
Презентация на тему: Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ 1 Максименко Оксана.
Деепричастный оборот 7 класс. А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.
Понятие о деепричастии Урок русского языка в 7 классе Автор Ионова Галина Викторовна МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа 1»
Урок русского языка в 7 классе. Орфографический диктант -Выполните разборы: солнца¹ плещущееся² ; бескрайнее² покрытое³ - Разминка. Орфография, орфоэпия,
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ВЫПОЛНИЛА РАБОТУ: ученица 8 «б» класса Галоян Сатеник.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
Деепричастие самостоятельная Часть речи Что делая? Что сделав? Как? Отвечает на вопрос Обозначает добавочное действие Грамматическое значение Свойства.
Скоропостижно влюбиться Потерпеть победу Все как мухи вымирают.
Деепричастия Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном глаголе, зависит от него и отвечает на вопросы Особая форма глагола,
Курьянова Л.Т. Морфология Части речи в конспектах 5 -9 класс Деепричастие.
Куйвалайнен Н.Е.. Тема: деепричастие как часть речи Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями;
Морфология Части речи в конспектах 5 -9 класс Деепричастие.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ Как? Что делая? Что сделав? обстоятельство Признаки глагола и наречия Добавочное действие.
Кузнецова Е. В. С(к) ОУ школа 132 Калининский район 2008 год.
Деепричастие – самостоятельная часть речи Выполнила группа 1.
Транксрипт:

Словообразование деепричастий

Закончи фразу

1.Деепричастие – это самостоятельная часть речи, 2. которая обозначает … добавочное действие. 2. Деепричастие отвечает на вопросы… что делая? что сделав? как? каким образом? почему? и др. 3. Деепричастие объединяет признаки… глагола и наречия. 4. Наречные признаки – это … неизменяемость, зависимость от глагола- сказуемого, в предложении - обстоятельство. 5. Глагольные признаки деепричастия – это… возвратность-невозвратность, вид.

6. Деепричастие, объединяя признаки глагола и наречия, показывает, … каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. 7. Из морфем в составе деепричастия отсутствует … окончание. 8. Деепричастный оборот – это … деепричастие с зависимыми словами. 9. Деепричастный оборот на письме … всегда выделяется запятыми. 10.НЕ с деепричастиями пишется …. раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется.

Проверим домашнее задание А на город уже выступало неприятельское войско, гремя (несов.в.) в литавры и трубы. Подбоченясь(сов.в.), выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, Грозя (несов.в.), нацеливаясь (несов.в.) пищалями, сверкая (несов.в.) очами и блеща (несов.в.) медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя (сов.в.) дух. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Словообразование деепричастий Что дела[й-а]? Что сдела-в? Основа глагола настоящего времени несовершенного вида Основа инфинитива совершенного вида работа[й-у]т, сид-ат поработа-ть, посиде-ть Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида работа[й-а], сид-а поработа-в, посиде-в

Запомни! Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов: с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут; с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут; с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут; с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут; с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут

Решаем лингвистические задачи Собирая – собирают = Х (Х= -а) Собирая – собирают = Х (Х= -а) Х – я = петь Х – я = петь Завертеться + Х = завертевшись Завертеться + Х = завертевшись Шеломя – я = Х Шеломя – я = Х

Самостоятельная работа Задание. Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти. Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти. Несовершенный вид Совершенный вид

Кто быстрее? Образуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид Образуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид несов.в. несов.в. Образец: верить (во что?) – вер-ящ-ий в победу, вер-я в победу. Беспокоиться (о чём?), тревожиться (за кого?), уверить (в чём?), управлять (чем?), победить (кого?), страдать (от чего?).

Работаем корректорами Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Рассевшись по машинам, заревел мотор. Рассевшись по машинам, заревел мотор. Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок. Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок. Катаясь на лодке, луна навевала грусть. Катаясь на лодке, луна навевала грусть. Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь. Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

Подведём итоги урока Что вы сегодня узнали нового на уроке? Что вы сегодня узнали нового на уроке? От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида? При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?

Домашнее задание Т § 144, упр. 929 из книги «Русский язык: Сборник заданий. 6 – 7 классы» Т § 144, упр. 929 из книги «Русский язык: Сборник заданий. 6 – 7 классы»