Средства выразительности языка в лирическом произведении Анализ стихотворения
Что нам нужно сделать на уроке Цель: Проанализировать стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром» Задачи: - Найти в стихотворении эпитет метафору олицетворение оксюморон антитезу - Определить смысл названия произведения
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Первая строфа Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Небо Вода Небо Верху внизу верху Постарайтесь проследить: - как движется взгляд поэта, - как он показывает читателю картину природы. Вторая строфа. Деревья рассматриваем, каждая строчка дает все более подробные детали. Используется прием приближения. Третья строфа. Взгляд опускается до уровня травы: «у плетня…крапива»
Эпитет – красочное определение с элементами авторской оценки
Найдите олицетворение - Найти эпитеты Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Олицетворение – средство выразительности языка, придающее неодушевленному предмету свойства предмета одушевленног о.
Найдите олицетворение Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Найдите олицетворение Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы
Найдите олицетворение У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства
Найти метафору Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Найти метафору Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы
Найти метафору У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Крапива «обрядилась ярким перламутром» (серебристым налетом).
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Оксюморон (нелепица) – сочетание слов несочетаемых
Найти оксюморон Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы
Запись в тетради Эпитет - красочное определение с элементами авторской оценки. Метафора - скрытое сравнение. Например: роса = яркий перламутр. Затон (залив на реке) = зеркало. Олицетворение – средство выразительности языка, придающее неодушевленному предмету свойства предмета одушевленного. Оксюморон – сочетание слов несочетаемых (нелепица). Например: Горят росы. (гореть = огонь. Роса = вода. Вода гореть не может) Антитеза - противопоставление –- средство выразительности языка (часто с помощью антонимов –слов с противоположным значением). Например: Звезды задремали – Свет брезжит, все просыпается.
Физкультминутка Сережки на березе мы, На веточках сидели. Дунул ветер - полетели. Полетели, полетели И на землю сели. Ветер снова набежал И сережки все поднял, Повертел их, покрутил И на землю опустил.
Антитеза (противопоставление ) - средство выразительности языка (часто используются антонимы – слова с противоположным значением). Например: Звезды задремали – Свет брезжит, все просыпается
Найдите антитезу Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Вывод записываем в тетрадь. Стихотворение построено на антитезе, первая строка противопоставлена всему тексту: «Звезды задремали…», а вся земная природа пробуждается от сна. Название «С ДОБРЫМ УТРОМ!» соответствует теме основной части стихотворения
Домашнее задание: Найти средства выразительности в стихотворении Сергея Есенина «Белая береза под моим окном…»
Было интересно Остался равнодушным Было не комфортно… РЕФЛЕКСИЯ