Презентация урока по русскому языку 3 «В» класса школы ГБОУ СОШ 1273 с углубленным изучением английского языка учителя начальных классов Амосовой Валентины Александровны. Москва 2012 год
Распознавание лексических групп слов в речи: СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, слова в прямом и переносном значении.
Цели урока: 1.образовательные : знать определение синонимов, антонимов, слов в прямом и переносном значении; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания. 2. развивающие : развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся; 3. воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Зачем нужны антонимы и синонимы?! Во-первых, для обогащения речи. Наш родной русский язык тем и отличается от всех других языков. Богатство речи, если толковать это понятие упрощённо, выражается в возможности сказать одно и то же сотней разных способов. Во-вторых, антонимы и синонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету, о котором идёт речь. Итак, зачем нужны антонимы и синонимы, вы, вероятно, уже поняли. Без них наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной.
Сино́нимы - прыгатьскакать идтиходить слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Подберём синонимы к словам. (картинки будут нам подсказкой) тропкадорожка зданиедом метель вьюга огонь пламя
Антонимы сладкийсолёный белыйчёрный это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
Подберём антонимы к словам. (картинки будут нам подсказкой ) летозима жёсткий мягкий горячий холодный смеятьсяплакать
Слова в прямом и переносном значении. Одни и те же слова могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения. Выделяются прямые и переносные значения слов. Прямое (или основное, главное) значение слова - это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Переносные (непрямые) значения слов - такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д Пример: золотая цепочка, золотые руки.
Вдумайтесь в смысл слова, которое рассматривается как в прямом, так и в переносном значении. Строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд. «Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота. Слово « золотой» употребляется в прямом значении. Отрывок из стихотворения поэта И.Никитина Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор. Что значит «золотые нивы»? Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение. Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое, и переносное значение.
Подведём итоги пройденного материала. 1.Мы узнали что такое синонимы. Это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах.) 2. Мы узнали что такое антонимы. Это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь). 3. Основное (первоначальное) значение слова называют прямым значением. Другие значения того же слова называются переносными. В толковом словаре указываются прямые и переносные значения слов. (работа кипит, кипит вода)