«Жемчужины речи» Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ 13 г. Сургут
Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это её драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.
Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.
Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое из слов можно заменить другими словами. 2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 3.Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 1.В их составе нельзя заменять слова по своему желанию. 2.Слова теряют свою смысловую самостоятельность. 3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык. Засучив рукава, я доставал выскальзавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. Ребята работали засучив рукава. Никиту как ветром сдуло с веранды. Ярче синеет лёд посредине Дона, где ветром сдуло снег. Пётр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня и на задних лапках ходил, и через голову кувыркался бы… Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми его важными гостями.
Мудрено сотворено!
Кто гр а моте горазд, тому не пропасть!
Держат…ся в тени, ут…реть нос, прот…нуть руку помощи, д…ржать в ч…рном тел…, г…нять лодыря, калач…м не заман…шь, в…сеть на телефон…, д…ржать язык за зубами, как с гуся в…да, как кошка с с…бакой, каши не свар…шь, а Васька слуша…т да ест, вертет…ся, как белка в кол…се.
Определите значение фразеологизмов: I группа Положа руку на сердце – откровенно очертя голову – необдуманно, безрассудно диву даваться – очень удивляться чему-либо, II группа держать камень за пазухой – таить злобу как пить дать – обязательно, наверняка зубы скалить – насмехаться, шутить III группа спустя рукава – небрежно водить за нос – обманывать во весь дух – очень быстро
Викторина 1.В какой сказке А.С.Пушкина есть выражения: в путь - дорогу снарядился, с утра до ночи, глаз не сводит, день и ночь, спору нет, дал слово, делать нечего? 2. В каких баснях И.Крылова встречаются следующие фразеологизмы: а) ни охнуть ни вздохнуть; ноги протянуть; горю пособить; б) глаза разгорелись; хоть видит око, да зуб неймёт; оскомину набить; в) быть в диковинку; откуда ни возьмись; лезть в драку; придавать духу? 3. Из какого произведения взяты эти фразеологизмы: есть где разгуляться; ушки на макушке; тут как тут; постоять головой; сдержать клятву; стоять до конца? 4. Названия каких известных вам литературных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы?
1 гр. Напишите сочинение- рассказ, используя фразеологизмы. 2 гр. Выпишите предложения с фразеологизмами из басен И.А.Крылова.
Подведём итог Что такое фразеологизмы? Зачем нужны фразеологизмы в нашей речи?
Спасибо за участие! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!