Составитель: Лазарева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 11» г.Норильска, высшая квалификационная категория Эти нелёгкие односоставные предложения
Тема урока-модуля: Практикум. Односоставные предложения
Тип урока: повторение и систематизация изученного
УЭ 0. Комплексная дидактическая цель (формулируется учащимися по опорным словам): осмысление …специфики односоставных предложений; усвоение … классификации односоставных предложений; отработка…умений находить односоставные предложения в тексте и определять их.
УЭ 1 Проверка творческого домашнего задания Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений. Темы: «На уроке литературы» «Большая перемена» «Поход в театр»
Виды односоставных предложений Односоставные предложения ИменныеГлагольные Назывные Безличные Неопределенно- личные Определенно- личные
Модульный состав курса «Односоставные предложения» Модуль 1 Предложения определённо-личные Модуль 2 Предложения неопределённо-личные Модуль 3 Предложения безличные Модуль 4 Предложения назывные
Входной контроль. УЭ 2 Восстановите алгоритм Как определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока. Определите, какие цели нам удалось реализовать в модуле 1. ? да в предложении два главных члена нет ? да главный член предложения подлежащее? нет ? да лицо мыслится определённо ( я, ты, мы, вы) ? нет ? да лицо мыслится неопределённо ( кто-то) ? нет ? да глагол в 3 лице ед.ч, наст и буд. врем. или ср.р. прош врем? нет
Ответ 1. нет 2. нет 3. да 4. да 5. да
Прочитайте слова М. В. Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».
Определенно-личные предложения В определённо-личных предложениях главный член выражается глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. времени или глаголами повелительного наклонения. 1. Люблю грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев) 2. Синие горы Кавказа, приветствую вас! ( М.Ю.Лермонтов ) 3. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной. ( М.Ю.Лермонтов )
Прочитайте слова учёного А. Пешковского: « Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое)выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени. 1.На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают. 2. Я не люблю, Когда мне лезут в душу… ( В.Высоцкий) 3. Ведут ко мне коня. 4. Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена. ( А.Пушкин ) Неопределенно-личные предложения
Безличные предложения Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию). Чем выражено сказуемое в безличном предложенииБезличные предложения 1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло. 2.Личный глагол в безличном значении.2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. Инфинитив3. Идти дальше некуда. Слов не понять. 4. Слово категории состояния на -о4. За окном мутно. На душе было легко и грустно. 5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. 6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом 6. Пора уж разводить костёр и варить уху. 7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка. 8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.8. В номере было накурено.
Безличные предложения 1. В саду пахло ночным холодом. 2. Гремело сразу со всех сторон. (К.Паустовский ) 3. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. ( С.Есенин )
Практический блок. УЭ 4 Активизирует познавательную деятельность учащихся. Задания этого блока ставят ученика перед необходимостью применять полученные знания на практике, вырабатывать умения и навыки, решать нестандартные задачи, развивают умение ориентироваться в новых условиях. Самостоятельная работа. Определение типа предложения по тексту.
Самостоятельная работа 1. Прочитайте монолог магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет. Монолог 1. Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.
Диалог личных предложений 2. Прочитайте диалог личных предложений и определите их тип. 1. Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.
Безличные предложения Найдите безличные предложения. Запишите номера ответов 1. Вечерело. 2. Вокруг была глухомань. 3. Хотелось выйти на воздух. 4. Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь. 5. Лучше этого места нет. 6. Звезды одиноко горели над соснами. 7. Не спалось. 8. Ночь погасила цвета.
Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола. 1. В саду не было запаха прелой травы. 2. Звенеть росе в лугах! 3. В ненастье и во время грозы клева не было. 4. Грозы природе не избежать. 5. Трудно было остаться дома в первый зимний день. 6. Тебе не понять красоты этого сурового края. 7. Начинало светать. 8. Не осилить морозного чуда.
Творческое задание для работы в парах УЭ 5 При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. Написать мини- сочинение. Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече. (Выборочная проверка)
УЭ 6 Выходной контроль Итоговый тест ( задание на проверку типа односоставного предложения). Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений: определенно-личные – неопределенно-личные – обобщенно-личные – безличные – назывные 1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта.
Реализованы ли на уроке интегрирующая и комплексная дидактическая цели? Закончите фразы: Я научилась (-ся)… Я запомнила (-ил)… Я рада (рад)… Мне хочется сказать… Теперь я … ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. На уроке было интересно; Было интересно, но не все; Скучно, тоскливо.
Домашнее задание ( дифференцированное) 1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «На уроке русского языка». Используйте о/п. Работая над сочинением, расскажите о своём самочувствии и настроении в начале и в конце урока русского языка. Порассуждайте, чем вызвано изменение настроения. 2. По картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» составьте сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения..
Лист учёта знаний п / п Фамилия, имя учащихся Оценки за выполнение заданий Общая оценка Антипин Евгений Ботвин Денис Дмитриева Анастасия Дёгтева Алина Давлетбаева Лейсан444544
Мониторинг успеваемости учащихся 8 «Б» класса в учебном году
Условные обозначения Для того чтобы было удобно ориентироваться в тексте учебного модуля, применены следующие знаки: обратить внимание, подумать; выполняется письменно; запомнить; домашнее задание