Урок-повторение Человек и информация © А.С. Гусева,
Информация и знания Информация для человека- ЗНАНИЯ ФактыПравила «Я знаю, что…» «Я знаю, как…» «Для того, чтобы…» знания, которые он получает из различных источников
Чувственное познание окружающего мира Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств и вызывают… ощущения восприятие представление
Понятие как форма мышления Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. Словами мы пользуемся… Понятиями мы пользуемся… когда говорим когда думаем
Как образуются понятия Анализ- мысленное разделение объекта на части Синтез- мысленное соединение объекта в единое целое Сравнение- мысленное установление сходства или различия объектов Абстрагирование- мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других Обобщение- мысленное объединение однородных объектов
Содержание и объем понятия Содержание понятия- все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии Объем понятия- множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия Единичное понятие- конкретный объект, тот самый, о котором идет речь Общее понятие- множество однородных объектов (класс объектов)
Отношения между понятиями Тождество- объемы понятий совпадают, или объем одного понятия равен объему другого Пересечение- объемы понятий совпадают частично, т.е. содержат общие элементы Подчинение- объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его Соподчинение- объемы понятий не пересекаются, но принадлежат некоторому более общему понятию Противоположность- слова-антонимы Противоречие- не-А
Суждение как форма мышления Суждение- форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов Суждение простоесложное общеутвердительное общеутвердительное общеотрицательное общеотрицательное частноутвердительное частноутвердительное частноотрицательное частноотрицательное необходимое условие необходимое условие достаточное условие достаточное условие необходимое и необходимое и достаточное условие
Умозаключение как форма мышления Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение 1. Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С. 2. Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В. Правила построения умозаключений:
Практическое задание 1. Постройте правильные заключения. а) Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок»-имя существительное. Следовательно, … б) Названия городов - имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … в) Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение. Следовательно, … г) Если число заканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что данное число не делится на 5. Следовательно, … д) Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то …
Практическое задание 2. Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно» а) Чтобы сварить щи, … иметь воду. б) Чтобы земля на грядках была мокрой, … чтобы пошел дождь. в) Для того, чтобы число делилось на 4, … чтобы оно было четным. г) Чтобы купить в магазине книгу, … иметь деньги.
Практическое задание 3. Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», составьте верные суждения. а) «прямоугольник» и «квадрат». б) «прямоугольник» и «окружность». в) «квадрат» и «ромб». г) «треугольник» и «квадрат». д) «прямоугольник» и «ромб».
Практическое задание 4. Приведите примеры: а) единичных и общих понятий; б) тождественных, пересекающихся, подчиняющихся и подчиненных, соподчиненных, противоположных, противоречащих понятий; в) простых общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных, частноотрицательных понятий; г) умозаключений.