Волшебное средство- самоинструкция Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное слово САМОИНСТРУКЦИЯ
Что такое самоинструкция? Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкция прикладывается к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам. В инструкциях говорится, что нужно делать, чтобы приборы работали. В них указывается порядок действий. А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л.Квитко.
Мальчик Лемеле Мама сказала: -Ты мне услужи: Вымой тарелки, Сестру уложи, Дрова наколоть Не забудь, мой сынок, Поймай петуха И запри на замок
Сестрёнка, тарелки, Петух и дрова. У Лемеле только Одна голова! Схватил он сестрёнку И запер в сарай. Сказал он сестрёнке: -Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно Промыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком. Но долго пришлось С петухом воевать: Ему не хотелось Ложиться в кровать.
Итак, САМОИНСТРУКЦИЯ - это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подаёт команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять.
Составляем самоинструкцию! Составлять инструкции и использовать их при письме- это значит решать задачи, только не математические, а орфографические. Когда вы решаете примеры или задачу, вы прежде всего определяете, что нужно делать и в каком порядке. То же самое происходит и при решении орфографических задач. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
Не с глаголами Не с глаголами пишется отдельно, за исключением тех слов, которые без не не употребляются.
Раскройте скобки в словах: (не)навидел, (не)нашёл, (не)жил,(не)доумевал. Какую операцию нужно выполнить в этой орфографической задаче? Орфографическая задачаОрфографическая задача 1
Ход решения задачи да нет Определяю, употребляется ли глагол без не Вывод: частицу не пи- шу раздельно. Вывод: частицу не пи- шу слитно.
Другое правило Ь после шипящих.
Орфографическая задача Поставь, где нужно, Ь. 1)Среди чащ(?) и рощ(?) растут плющ(?) и хвощ(?).2)Кощей для охраны сокровищ(?) собрал самых страшных чудовищ(?).3)Хорош калач(?), пока горяч(?).4)Мой весёлый звонкий мяч(?),ты куда помчался вскач(?)? 2
Ход решения задачи Определяю часть речи краткое прилагприлаг. наречие сущес- твитель- ное глагол ????
Глагол Пишу Ь
Краткое прилагательное Не пишу Ь
наречие 2.Определяю,является ли слово исключением да нет Не пишу Ь Пишу Ь (уж,замуж, невтерпёж)
с существительное 2.Определяю склонение сущ. 1или2 3 Не пишу Ь Пишу Ь
А теперь решите орфографические задачи.
Раскройте скобки в словах: (не)навидел, (не)нашёл, (не)жил,(не)доумевал. Орфографическая задачаОрфографическая задача 1
Проверь себя! Ненавидел, не нашёл, не жил, недоумевал.
Орфографическая задача Поставь, где нужно, Ь. 1)Среди чащ(?) и рощ(?) растут плющ(?) и хвощ(?).2)Кощей для охраны сокровищ(?) собрал самых страшных чудовищ(?).3)Хорош калач(?), пока горяч(?).4)Мой весёлый звонкий мяч(?),ты куда помчался вскач(?)? 2
Проверь себя! 1)Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ. 2)Кощей для охраны сокровищ собрал самых страшных чудовищ. 3)Хорош калач, пока горяч.4)Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Если вы научились работать с правилом по самоинструкции, значит, «оседлали» правило. Теперь оно вас повезёт! Если вы научились работать с правилом по самоинструкции, значит, «оседлали» правило. Теперь оно вас повезёт!