Предложение как единица синтаксиса. Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков: имеет определённую структуру отличается смысловой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: расширить знания о строении и грамматическом значении предложения, научиться выделять грамматическую основу, определять цель высказывания; понятие.
Advertisements

Двадцать второе октября Классная работа Нераспространенные и распространенные предложения.
Посмотрите на запись и сформулируйте тему и цель урока девочка стол ветвь мужчина окно ночь скала портрет рожь.
Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
Урок русского языка в 8 классе «Что такое предложение?» Дрягина Т.А., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ гимназия 8.
Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении.
Сонце російської поезії И чувства добрые я лирой пробуждал. О.Пушкин Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф. Тютчев И чувства добрые я.
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Грамматическое значение предложения (предикативность). Как определить сказуемое.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Второстепенные члены предложения 5 класс Разумовская
Актуализация знаний учащихся. Осенние дни. Осенние дни. Прощальные голоса. Прощальные голоса. В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. В золотые.
Обстоятельство. Спишите, расставьте знаки препинания, разберите по членам предложения Земля велика и прекрасна. Пословица мудрость народа. Знание лучшее.
Синтаксис и пунктуация Повторение теории 5 класс Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьска ЯНАО Урок разработан и проведен Постоваловой.
О чем рассказывает сказуемое в предложении? Какую информацию несет в предложении сказуемое?
Что изучает синтаксис? Что такое словосочетание? Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры. Назовите типы связи. Объясните, приведите примеры.
В пространстве текста. ( Комплексный анализ текста ) Всем хорошим я обязан книге. М.Горький Марютина Наталья Витальевна
Г РАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Предложение Предложение это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности,
Слово как единица языка. Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, действиях, понятиях, качествах окружающего.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
Транксрипт:

Предложение как единица синтаксиса

Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков: имеет определённую структуру отличается смысловой и интонационной законченностью выполняет коммуникационную задачу

П Предложение строится по определённой модели, которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием. Ученье – свет. Астрахань – центр рыбной промышленности. сущ. – сущ.

П Предложение выражает законченную мысль. безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет. Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль. Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску? - Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.

Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего. Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего. содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик. содержится вопрос: Когда отправляется поезд? содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения. Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения. Интонационными средствами являются: пауза; логическое ударение; мелодика (повышение или понижение голоса)

Пошли домой. – если хотите сообщить о совершившемся действии. Пошли домой? – если задаётся вопрос. Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ. Упр. 211, 212.

Отличие предложения от других единиц языка.

Категория времени Категория лица Категория модальности

Все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознаётся в его отношении к настоящему, прошедшему и будущему.

Предложение, как правило, соотносит действие, состояние, признак с каким – либо лицом: Я научился кататься на велосипеде. Ты научился кататься на велосипеде. Он научился кататься на велосипеде.

213. Сначала спишите предложения, разберите их по членам. Затем попробуйте прочитать каждое предложение дважды: сначала пропуская второстепенные члены, а затем – грамматическую основу. Понаблюдайте, что изменяется в том и в другом случае. Когда смысл предложения становится понятным? Соотносится ли оно с действительностью? В каком случае предложение «разрушается» и не содержит мысли? Сделайте вывод о том, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения. 1) Пушистый снег блестел на солнце. 2) Неожиданно сверкнула ослепительная молния.

Порядок слов в предложении. В русском языке порядок слов может быть свободным: Я тебя люблю. Тебя я люблю. Люблю я тебя. Определяется порядок слов той целью, которую ставит перед собой автор высказывания.

Порядок слов в предложении. Прямой порядок слов – нейтральный, не несущий никакой дополнительной смысловой нагрузки. Подлежащее стоит перед сказуемым: Я думаю; согласованное определение – перед определяемым словом: жёлтые листья; несогласованное – после него: сады в цвету; обстоятельство и дополнение – после сказуемого: летят по небу, закрыла окно; обстоятельство - перед дополнением: закрыла в комнате окно.

Порядок слов в предложении. В публицистических текстах, в разговорной речи и в художественной литературе авторы широко используют изменение прямого порядка - инверсию. Делается это для того, чтобы актуализировать, то есть выделить, тот или иной член предложения, обратить на него внимание читателя или слушателя.

ИнверсияИнверсия. Инверсия Мой брат купил вчера книгу – имеет прямой порядок слов. Купил вчера книгу мой брат – инверсия, мы подчёркиваем, что это событие всё же произошло, видимо, вопреки каким-то трудностям. Брат мой купил вчера книгу – автор стремится обратить внимание на того, кто совершил действие. Вчера мой брат купил книгу – на время, когда это произошло.

211. Используя материалы рубрики «Теоретические сведения», докажите, что перед вами предложения. 1) Зеленеет трава. Пришла весна. (М.Пришвин) 2) Он согрел чай и разбудил своих сверстников. (В.Арсеньев)

212. Определите, какие признаки характерны для данных фрагментов, а какими они не обладают. Сделайте вывод о том, можно ли считать предложениями следующую запись. Ситцевая книга громко бежала по усатому небу, опоздавшему в компьютерную сумку. Перекрасив жалобу, доблестное упражнение темно растворилось в алмазном партере.

214. Спишите отрывок из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина. Подчеркните те слова, которые нарушают прямой порядок слов, т.е. стоят не на своём месте. Можно ли назвать их ключевыми для этого текста? Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо всё кругом… (А.С.Пушкин)