Сравнительный анализ функционально разных текстов (пейзажных зарисовок)
Основная задача урока - выявить своеобразие художественных средств функционально разных пейзажей
Сравнительный анализ функционально разных текстов (пейзажных зарисовок)
леса овраги речки молотильные сарайчики церкви пруды деревеньки небольшие крошечные покривив шиеся усеянные редким и низким кустарником с обрытыми берегами с худыми плотинами с низкими избёнками под тёмными часто до половины размётанными крышами с плетёными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами
мужички коровы ракиты придорожные исхудалые шершавые словно обглоданные обтёрханные на плохих клячонках с ободранной корой и обломанными ветвями клячонки
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля «Толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова Отерхотье (ср. моск.) – рубище, отрёпье, лохмотья, ветошь Отерхать (обл.) – истрепать, оборвать (одежду) О(б)терхаться (ниж.) – оборваться одеждой, ободраться,обноситься
леса овраги речки молотильные сарайчики церкви пруды деревеньки небольшие крошечные покривив шиеся усеянные редким и низким кустарником с обрытыми берегами с худыми плотинами с низкими избёнками под тёмными часто до половины размётанными крышами с плетёными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами
РАЗМЁТАННЫЕ – РАЗМЕТАТЬ ПОКРИВИВШИЕСЯ – ПОКРИВИТЬСЯ ОТВАЛИВШАЯСЯ – ОТВАЛИТЬСЯ НАКЛОНИВШИЕСЯ – НАКЛОНИТЬСЯ РАЗОРЁННЫЕ – РАЗОРИТЬ ОБОДРАННАЯ – ОБОДРАТЬ ОБЛОМАННЫЕ – ОБЛОМАТЬ ОБГЛОДАННЫЕ – ОБГЛОДАТЬ ОБЕССИЛЕННЫЕ - ОБЕССИЛЕТЬ
ДЕРЕВ-ЕНЬК-И ИЗБ-ЁНК-И САРАЙ-ЧИК-И МУЖИЧ-К-И ВОРОТ-ИЩ-А КЛЯЧ-ОНК-И
Всё кругом золотисто зеленело, Всё широко и мягко волновалось и лоснилось Под тихим дыханием тёплого ветерка, Всё – деревья, кусты и травы…
ЗОЛОТИСТО ЗЕЛЕНЕЛО, ВОЛНОВАЛОСЬ, ЛОСНИЛОСЬ, ОСЛАБЕВАЯ ЛО-ЛЕ-ЛО-ЛО-ЛО-ЛА
Пока он размышлял, весна брала своё
зеленело золотисто широко и мягко под тихим дыханием ветерка волновалось лоснилось
Движение и жизнь : всё широко и мягко волновалось дымчатые волны ржи чибисы то вьются, то перебегают по кочкам грачи «гуляют», «пропадают» во ржи, «выказывают» головы
Воздух напоён звуками : ( звукопись ) заливались жаворонки чибисы кричали
Цветовая гамма ( цветопись ): золотисто зелено нежная зелень слегка побелевшая рожь дымчатые волны
Функции пейзажа СоциальнаяПоэтическая Целевая установка Высветить социальную сторону картины, увиденной автором, и таким образом воздействовать на чувства и разум читателя. Воздействовать на воображение и чувства (изобразить) и передать читателю чувства автора Средства выразитель ности 1. Отбор деталей пейзажа 2. Использование инверсионного (обратного) порядка слов 3. Эпитеты выбраны в точном соответствии с замыслом автора 4. Эмоционально- оценочные слова с суффиксами субъективной оценки 1. Целостная картина одним предложением 2. Использование слов с поэтической окраской 3. Цветопись 4. Звукопись 5. Наличие ритмичности 6. Лексический повтор