К ГИА шаг за шагом! Проверочная работа по теме «Глагол» (6 класс) Учитель русского языка и литературы МОУ Сампурской СОШ Сампурского района Тамбовской области Осипова Нина Владимировна
Прочитайте текст и выполните задания к нему. (1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок. (2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода. 4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек. (6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго. ( По Е. Шумарину)
А 1. Определите тему текста 1) Осенняя палитра 2) Предзимье 3) Осенние холода 4) Приход зимы
А 1. Определите тему текста 1) Осенняя палитра 2) Предзимье 3) Осенние холода 4) Приход зимы
А 2. В каком высказывании есть информация, не упоминающаяся в тексте? 1) В ноябре в колдобинах и колеях стоит темная вода. 2) С наступлением осенних холодов с трудом верится, что недавно ласково светило солнце. 3) Белое покрывало продержится до настоящей зимы. 4) Унылым выглядит сад.
А 2. В каком высказывании есть информация, не упоминающаяся в тексте? 1) В ноябре в колдобинах и колеях стоит темная вода. 2) С наступлением осенних холодов с трудом верится, что недавно ласково светило солнце. 3) Белое покрывало продержится до настоящей зимы. 4) Унылым выглядит сад.
А 3. Определите стиль текста 1) Научный 2) Разговорный 3) Официально-деловой 4) Публицистический
А 3. Определите стиль текста 1) Научный 2) Разговорный 3) Официально-деловой 4) Публицистический
А 4. Определите тип речи 1) Рассуждение с элементами описания 2) Повествование 3) Описание 4) Повествование с элементами рассуждения
А 4. Определите тип речи 1) Рассуждение с элементами описания 2) Повествование 3) Описание 4) Повествование с элементами рассуждения
А 5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово палитра (предложение 1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок. 1) Подбор красочных сочетаний в картине художника 2) Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски 3) Совокупность выразительных средств художника 4) Цветовая гамма
А 5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово палитра (предложение 1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок. 1) Подбор красочных сочетаний в картине художника 2) Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски 3) Совокупность выразительных средств художника 4) Цветовая гамма
А 6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек. 1) Эпитет 2) Олицетворение 3) Метафора 4) Сравнение
А 6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек. 1) Эпитет 2) Олицетворение 3) Метафора 4) Сравнение
В1. Замените слово демонстрировала из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
показывала
В 2. Из предложения 1 выпишите слово (-а) с непроверяемой безударной гласной в корне. (1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
В 2. Из предложения 1 выпишите слово (-а) с непроверяемой безударной гласной в корне. (1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
В 3. Из предложений 6-11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « Если приставка имеет значение неполноты совершаемого действия, то в ней пишется буква И». (6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 3. Из предложений 6-11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « Если приставка имеет значение неполноты совершаемого действия, то в ней пишется буква И». (6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 4. Из предложений 8-10 выпишите слова, в которых правописание безударного личного окончания определяется правилом «В безударных окончаниях глаголов первого спряжения пишется буква Е». (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает.(10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.
В 4. Из предложений 8-10 выпишите слова, в которых правописание безударного личного окончания определяется правилом «В безударных окончаниях глаголов первого спряжения пишется буква Е». (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает.(10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.
В 5. Из предложений 9-11 выпишите глаголы совершенного вида. (9) Лужи ледком прихватывает.(10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 5. Из предложений 9-11 выпишите глаголы совершенного вида. (9) Лужи ледком прихватывает.(10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 6. Из предложений 2 -5 выпишите глагол второго лица единственного числа. ( 2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода.(4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот- вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
В 6. Из предложений 2 -5 выпишите глагол второго лица единственного числа. ( 2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода.(4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот- вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
В 7. Из предложения 1 выпишите переходный глагол. (1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
В 7. Из предложения 1 выпишите переходный глагол. (1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
В 8. Среди предложений 9-11 укажите номер (-а) предложения (-ий), в котором (-ых) встречает(-ют)ся возвратный (-ые) глагол (-ы). (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 8. Среди предложений 9-11 укажите номер (-а) предложения (-ий), в котором (-ых) встречает(-ют)ся возвратный (-ые) глагол (-ы). (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 9. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание безударного личного окончания определяется правилом «В безударных окончаниях глаголов второго спряжения пишется буква И». (6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.
В 9. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание безударного личного окончания определяется правилом «В безударных окончаниях глаголов второго спряжения пишется буква И». (6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.
В 10. В предложениях 6-11 найдите и запишите слово, правописание которого регулируется правилом:«Если глагол 1 лица единственного числа оканчивается на -ываю (-иваю), то в глаголах прошедшего времени и в инфинитиве пишется суффикс –ыва (-ива). ( 6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 10. В предложениях 6-11 найдите и запишите слово, правописание которого регулируется правилом:«Если глагол 1 лица единственного числа оканчивается на -ываю (-иваю), то в глаголах прошедшего времени и в инфинитиве пишется суффикс –ыва (-ива). (6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 11. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах. Тучи висят либо плывут в небе так низко, (1) что, (2) кажется, (3) вот- вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
В 11. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах. Тучи висят либо плывут в небе так низко, (1) что, (2) кажется, (3) вот- вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
В 12. Среди предложений 8-10 укажите номер односоставного безличного предложения. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.
В 12. Среди предложений 8-10 укажите номер односоставного безличного предложения. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.
В 13. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.
В 13. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. Две грамматические основы.
В 14. Среди предложений 8-11 укажите номер (-а) сложносочиненного (-ых) предложения (-ий). (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 14. Среди предложений 8-11 укажите номер (-а) сложносочиненного (-ых) предложения (-ий). (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
Домашнее задание Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Предзимье», «Начало зимы», «Декабрьская сказка»; выполните морфологический разбор 1-2 глаголов, которые будут использованы в тексте. По желанию нарисуйте иллюстрации к вашей миниатюре.
Информационные источники Шумарин Е. Предзимье. – «Трудовая слава» от 26 ноября /1994 г. Картинки и фото с поискового сайта «Яндекс»